Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Кадетский корпус (ныне Министерство обороны). Киев. Начало ХХ в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Кадетский корпус (ныне Министерство обороны). Киев. Начало ХХ в.
Вторник, 23 Мая 2017

Достопримечательности > Античная красавица в Музейном переулке

Михаил Кальницкий - историк, исследователь киевской старины.
Специально для "Первое экскурсионное бюро"
.

Дом по Музейному переулку, 4

 

Вблизи Европейской площади, рядом с Национальным художественным музеем, проходит Музейный переулок. Здесь сохранились солидные здания, возведенные в конце XIX и начале ХХ века.

Едва ли не самому приметному строению в переулке как раз исполняется сто лет. Крупный доходный дом по Музейному переулку, 4 был выстроен архитектором Валерианом Рыковым в 1909 году.

Дом не так давно отреставрирован, его наружные украшения практически полностью сохранены. В целости и сохранности век спустя остается и необычная рельефная композиция, проходящая по фасаду на уровне второго этажа.

Автором композиции был известный киевский скульптор, преподаватель местного художественного училища Федор Балавенский. Этот ваятель не раз сотрудничал в оформлении зданий с архитектором Рыковым.

Вместе они построили и оформили бывший корпус Мариинской общины сестер милосердия (ул. Саксаганского, 75), бывший павильон Печерского ипподрома на ул. Суворова.




Рельеф на фасаде здания. Общий вид

Не каждый знает, какой сюжет положен в основу скульптурного произведения в Музейном переулке. Оказывается, мы встречаемся здесь со знаменитой античной красавицей – гетерой Фриной.

...Гетеры – это, как известно, греческий вариант древнейшей профессии. Самые знаменитые из них обязаны своему успеху не только внешним данным или опыту в любовных утехах. Настоящие гетеры отличались острым умом, имели образование, достаточное для поддержания ученой беседы, владели тонким обхождением с клиентами. Благодаря этому отдых в обществе гетеры был истинным и всесторонним наслаждением. К нему стремились такие исполины античного мира, как Перикл и Александр Македонский.

Некоторые гетеры избирали себе покровителей среди художников, скульпторов. Самый яркий пример тому – Фрина, уроженка города Феспий в Беотии, неподалеку от Фив (греческая область Беотия соседствовала с Аттикой, центром которой были Афины). Фрина жила в IV столетии до нашей эры. Ее прозвище, данное из-за зеленоватой бледности «фрина» в переводе означает «жаба»), может показаться обидным, но гетера не стыдилась его. Как бы ее ни называли, она не страдала от недостатка поклонников.

Фрина была самого скромного происхождения, в ранние годы торговала плодами кустарников – каперсами, – но в Афинах пользовалась таким успехом у мужчин, что нажила несметное богатство. Надо прямо сказать, что ночь с ней стоила очень и очень дорого. Хотя, если верить древним авторам, товар стоил своей цены. Тысячи лет прошли с тех пор, но художники и скульпторы продолжали изображали чувственную красавицу, какой она представала в их воображении!


Густав Буланже. «Фрина». Вторая половина XIX в.

Древние писатели сообщают, что гетера выразила готовность за свой счет восстановить крепостные стены Фив, разрушенные Александром Македонским. Она только поставила условие, чтобы на стенах была сделана надпись: «Александр разрушил, гетера Фрина отстроила». А своему родному городу феспиянка подарила три прекрасных мраморных статуи: изображения богини любви Афродиты, ее озорного сына Эрота и свое собственное. Их установили в главном святилище Феспий – храме Эрота. Автором статуй был гениальный античный скульптор Пракситель. Он стал самым знаменитым любовником Фрины. Об их близости до сих пор ходят легенды. Вероятно, Пабло Пикассо на своем известном офорте «Скульптор и модель» изобразил именно их.



Пабло Пикассо. «Скульптор и модель». 1933 г.

Роман Праксителя и Фрины позволил гетере войти в историю искусств, но прославил и ваятеля – ведь Фрина послужила моделью для прекраснейших его произведений. Прежде всего нужно назвать статую Афродиты, приобретенную у Праксителя жителями острова Книд. Эту мраморную скульптуру так и называли с тех пор «Афродита Книдская» (к сожалению, до наших дней сохранились только ее посредственные копии).

Афродита Книдская (античная копия)

  Книдяне установили ее в особой часовне, и поклонники красоты специально посещали остров, чтобы полюбоваться на этот шедевр. Об Афродите Книдской говорили, что сама богиня любви и красоты одобрила ее, удивленно воскликнув: «Где же увидел меня нагою Пракситель?» Те же слова переложил в стихотворные строки философ Платон:

В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую в нем,
И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,
Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?...

Но на самом деле скульптор видел только Фрину...

Как-то раз в минуту любовного восторга Пракситель пообещал гетере подарить ей лучшее творение из своей мастерской. Потом, однако, пожалел об этом обещании. Ему не хотелось расставаться с любимейшими работами, и он схитрил: предложил Фрине выбрать подарок самой, надеясь, что она не угадает наиболее дорогое для автора произведение. Но схитрила и Фрина. Историк Павсаний рассказывал: однажды, когда Пракситель был в доме у гетеры, в комнату вбежал заранее проинструктированный раб. С прекрасно разыгранным ужасом он сообщил скульптору, что в его мастерской был пожар и почти все работы погибли. Вне себя от горя, Пракситель смог только вымолвить: «Хоть бы статуи Эрота и Сатира остались целы!» После этого выбирать Фрине было несложно. Она и выбрала изваяние Эрота – то самое, которое потом подарила Феспиям.

Красота и ум прославленной гетеры сводили с ума греков. Ее статуи стояли в храмах, им поклонялись, как статуям богов. Мужчины мечтали хоть на миг увидеть нагую плоть прекрасной женщины. Это было не так просто: Фрина носила облегавший все тело хитон, не пользовалась общими банями.

Впрочем, известен случай, когда на многолюдном празднестве в Элевсине на берегу моря гетера на глазах у толпы сбросила с себя все одежды и, распустив волосы, вошла в воду. При этом присутствовал выдающийся художник Апеллес, тут же сделавший набросок. Потом он использовал его для изображения Афродиты, выходящей из моря. Много веков спустя живописец Генрих Семирадский написал громадное полотно «Фрина на празднике в Элевсине».

Ярчайшим примером всепобеждающей женской красоты стал судебный процесс над Фриной. Эту историю сохранил для потомков древнегреческий писатель Афиней.

Высокомерная гетера чем-то обидела оратора Евфия. Тот в отместку привлек ее к суду. Сформулировать обвинение было легко: все знали, что Фрина позволяет себе принимать от поклонников божеские почести. Античные божества, бессмертные и могущественные, не были чужды человеческих пороков – таких, как зависть и мстительность. Поэтому кощунство, навлекавшее на людей гнев богов, считалось ужасным преступлением. За него полагалась высшая мера, и Евфий был уверен, что Фрина погибнет.

Гетеру защищал выдающийся трибун и политический деятель Гиперид. На сей раз его красноречие не помогало: судьи внимали адвокату, но боялись богов. Видя тщетность усилий, Гиперид решился на крайнюю меру. В кульминационный момент своей речи он вывел Фрину на видное место, сорвал с нее хитон и воскликнул, показывая на обнаженную красавицу: "Взгляните же на эту женщину – разве не достойна она божеского поклонения?!" И обалдевшие судьи, пряча глаза, признали, что да, достойна.

Жан-Леон Жером. «Фрина перед судом». 1863

После этого гетеру оправдали, и она с триумфом покинула зал суда...

Ну, а теперь самое время вернуться в Музейный переулок. Потому что скульптурное панно на стоящем тут здании воспроизвело именно эту сцену. Оправданная судом гетера, еще не успев набросить хитон, выходит навстречу горожанам.

Надо признать, что скульптор Балавенский в изображении гетеры допустил некоторое заимствование. Поза его Фрины очень уж напоминает скульптуру французского скульптора XIX века Элиаса Робера из собрания Лувра.


Центральная часть барельефной композиции

Левая часть рельефа

Правая часть рельефа

...Итак, в  центре композиции – сама Фрина, справа – мужчины, порывисто устремившиеся к ней, слева – женщины (они более сдержаны и восторга не проявляют).

Здесь же, слева и справа – певцы, танцоры и музыканты, празднующие счастливый исход суда.

Барельеф, как и все здание, датирован 1909 годом. В создании панно принимали участие ученики Балавенского, молодые ваятели, у которых история Фрины явно вызывала прилив крови к сердцу. И вот с тех пор барельефная группа в Музейном переулке открыта киевлянам. Если даже кто-то не знает, что за фигуры расположены на фасаде, эту загадку решить несложно – благодаря древним писателям и нынешним искусствоведам.

Но остается еще одна загадка. Какое отношение история Фрины могла иметь к владельцу дома – инженеру-технологу Исаю Иссерлису, который держал тут свою контору по устройству заводских топок, печей и дымовых труб?

Как знать – может быть, инициатором был Балавенский, захотевший именно тогда рядом с оформленным под античность музейным зданием воспеть красоту Фрины в подражание Праксителю. Может быть, эта идея пришла в голову архитектору здания – выпускнику Петербургской Академии художеств Валериану Рыкову. А может быть, сам инженер-технолог был не чужд сердечных увлечений, поэтому и воплотил на своем доме романтический сюжет. В принципе, история Фрины была тогда на слуху среди состоятельных киевских обывателей. С 1903 года в репертуар драматического театра Соловцова входил спектакль «Фрина» по пьесе баронессы Радошевской. Насколько известно, там даже происходила (к величайшему интересу публики) сцена обнажения гетеры – только как-то очень быстро и завуалированно, чтобы цензура не придралась!

Собственно, не все ли нам равно. Главное, что киевляне начала XX столетия вслед за древними греками провозгласили: женские чары побеждают всюду!