Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Цветет альбицция шолковая. Евпатория, АР Крым
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Цветет альбицция шолковая. Евпатория, АР Крым
Воскресенье, 19 Ноября 2017

Достопримечательности > Аполлон, слоник, «Дружба народов»

Крещатый парк — украшение Киева

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ,
исследователь киевской старины

Специально
для «Первого экскурсионного бюро»

У начала Крещатика, рядом с Европейской площадью, над зеленым склоном днепровского берега простирается Крещатый парк. Это место издавна отличали необычный рельеф, живописные панорамы, разнообразие парковых сооружений, а также установленные на специальных площадках скульптуры. Правда, с течением времени одни здешние статуи исчезали, а вместо них появлялись другие. Припомним наиболее характерные из них, оставившие след на изображениях разных лет.

Еще в XVIII веке сюда доходила периферийная часть обширного Царского сада, начинавшегося от Царского (Мариинского) дворца. Впрочем, августейшие особы не особенно дорожили этим зеленым уголком. С разрешения царя Александра II в конце 1867 года территория «в конце Дворцового сада у Крещатика» была сдана в аренду коммерческому заведению искусственных минеральных вод. Здесь обосновались так называемые «минерашки». Заведение помогало горожанам со скромным достатком, нуждавшимся в лечении целебными водами, обходиться без затратных поездок в Карлсбад или на Кавказ. Для этих надобностей выстроили несколько деревянных помещений над Александровским (Владимирским) спуском, не доживших до наших дней.

Но «минерашки» не дотягивали до европейского уровня благоустройства, к которому семимильными шагами двигался центр Киева в конце позапрошлого столетия. И с 1880 года основным пространством нынешнего Крещатого парка пользовалось объединение местных коммерсантов – Киевское купеческое собрание, взявшее это место в долгосрочную аренду за 10 тысяч рублей в год.

Купецкий сад

Купцы тут же приступили к облагораживанию территории. Уже в 1882 году опытный киевский зодчий Владимир Николаев построил на Царской (Европейской) площади зимнее здание Купеческого клуба – нынешнюю Филармонию. А за ней начал складываться чистый и удобный сад, тоже получивший название Купеческого.

Негоцианты особенно преуспели в этом деле в конце 1880-х и в 1890-е годы. В разных уголках сада на средства Купеческого собрания появились симпатичные сооружения, – хоть и деревянные, но их вполне художественно проектировал тот же архитектор Николаев. Так, ближе к Владимирскому спуску был выстроен летний театр. В нем, к слову, нередко выступали украинские драматические труппы с участием прославленных корифеев – Садовского и Заньковецкой, Кропивницкого и Саксаганского.

Киевляне с удовольствием прогуливались пышным садом

Сад обзавелся открытой концертной эстрадой-раковиной, буфетом-рестораном, видовой беседкой и площадкой; повсюду красовались цветники и клумбы. А на возвышенном месте в центре Купеческого сада вырос увенчанный куполом летний клуб с концертной площадкой. Его называли еще «вокзал» или «воксал», – теперь уже не все помнят, что таким словом обозначали, кроме пассажирских помещений на транспорте, также здания для проведения концертов, танцевальных вечеров, различных увеселений.

Днем гулять по саду можно было бесплатно всем желающим, взрослым и детям. Вечером же с посещающих Купеческий сад брали по сорок копеек. Однако за это можно было наслаждаться музыкой, которую исполняли в саду профессиональные музыканты, – порой признанные мэтры.

Вид на зимнюю постройку Купеческого клуба (ныне Филармония) и вход в Купеческий сад

Путеводители неизменно рекомендовали Купеческий сад всем гостям Киева. Так, в «Иллюстрированном путеводителе по г. Киеву» (издание С. Богуславского, 1903 г.) значилось: «Несколько десятин, подходящих к Днепру, отданы в аренду Купеческому клубу под летнее помещение. Надо отдать полную справедливость администрации клуба, – она не превратила арендуемый сад в грязный кафе-ресторанчик, а, напротив, сделала из него чудный уголок, разбив красивые площадки, широкие аллеи, цветники. Хорошо там поздним вечером...

Застыло темное лоно реки, усеянное тонкими колеблющимися колонками, отражением судовых фонарей; вдаль уходят пароходные огни, то красные, то зеленые; змеятся черные впадины обрыва; тонет во мраке Подол, а уличные фонари его напоминают шествие какой-то гигантской процессии с зажженными фонарями». А «Практический иллюстрированный путеводитель по Киеву» (издание Ч. Ящевского, 1901 г.) подчеркивал по поводу того же сада: «Все это представляет для киевлян, избалованных красотами, но не избалованных благоустройством, столько привлекательного, что каждый правоверный киевлянин считает своим священным долгом бывать здесь если не ежедневно, то во всяком случае несколько раз в неделю». Правда, были отмечены и некоторые недостатки, но они как бы представляли собой оборотную сторону достоинств. Речь шла, в частности, о чрезвычайной тесноте в результате наплыва публики, особенно по праздничным и воскресным дням.

Аполлон в Купеческом саду


Характерным ориентиром посреди территории Купеческого сада была белоснежная статуя Аполлона с лирой рядом со зрительскими скамьями эстрады. Собственно говоря, поначалу здесь не было скульптуры, а имелась лишь пышная клумба.

Но затем прямо посреди этой клумбы появилось изваяние античного бога искусств. Статуя стала как бы символом культурной миссии, которую принял на себя Купеческий сад, регулярно проводя концерты и спектакли. А в часы, когда концертов не было, вокруг Аполлона охотно играли дети.

Летний клуб в Купеческом саду

Идиллическая обстановка в саду над Днепром сохранялась вплоть до наступления бурного времени революции и гражданской войны. В ту пору политические режимы, сменявшие друг друга, нанесли городу немало ран. В Купеческом саду тоже были потери. Бесследно исчез летний театр, погибла и клумба с Аполлоном. Уцелевшие постройки стали местом отдыха победивших пролетариев, соответственно и само заведение переименовали в Пролетарский сад.

Но вот в 1934 году Киев вернул себе статус столицы Украины. Республиканское правительство решило организовать крупный центр детского досуга. Для этого предназначили Пролетарский сад, переименованный теперь уже в Пионерский парк. Здание бывшего зимнего клуба стало главным корпусом нового столичного Дворца пионеров. Перед его фасадом в то время стояли две статуи юных ленинцев, трубящих в горны.

Спустя два года власти решили заняться радикальным преобразованием Пионерского парка. На его территории разбросали отдельные павильоны для разных видов внешкольной работы – технический, аграрно-биологический, военный. Был сооружен детский кинотеатр (на месте которого теперь находится Театр кукол). Все проектные работы выполняли студенты строительного института под руководством архитектора Владимира Заболотного (который вскоре прославился как автор здания Верховной Рады УССР). Значительная часть строительства велась на средства шефов – ведущих промышленных предприятий Киева. К этому их призвал один из главных идейных вдохновителей обустройства Пионерского парка, лидер украинских большевиков Павел Постышев.

Пионерский парк Фонтан «Слон»


В числе прочих новинок, появившихся в результате реконструкции, оказались многочисленные водные бассейны и фонтаны. Их оборудовал трест «Водоканал». Проекты фонтанов разработал студент Михаил Фролов. Там были разные занятные конструкции и скульптурные группы – «Дети обливаются водой», «Мать обливает ребят из кувшина», «грибки» с водяной стеной и т.п. Но едва ли не самым заметным оказался фонтан «Слон».

Место для него отвели на том самом пригорке, где до революции стоял летний купеческий клуб. Гражданскую войну он пережил, но к 1930-м годам его все же разобрали. На месте здания решили организовать «скетинг-ринг» – площадку для тогдашних роллеров. В центре этой площадки устроили круглый бассейн, в котором стоял, задрав хобот и подняв одну ногу, обаятельный бетонный слоненок.

Кадр из кинофильма «Шуми, городок» Кадр из кинофильма «Киевлянка»


Конструкция слоника была такой, что прямо из его хобота била струя воды. Впрочем, этого оказалось мало. Дополнительный эффект производили многочисленные струи вокруг статуи. Новый фонтан сразу полюбился киевлянам. Сложилось так, что роллеры около него не так уж часто собирались, зато охотно кружили танцующие парочки. Вечером, когда фонтан подсвечивали, это выглядело особенно романтично.

Популярный фонтан фигурировал и в художественных фильмах. Скажем, в довоенной комедии «Шуми, городок» (1939 г.) в качестве одного из танцующих возле вечернего «Слона» мы видим популярнейшего советского киноактера Петра Алейникова. А во второй серии киноэпопеи «Киевлянка» (1960 г.) танцы на этой же площадке происходят днем под духовой оркестр.

Филармония и бывший уже Пионерский парк в 60-е годы ХХ века

Тяжкие раны, нанесенные Киеву событиями 1941–1943 годов, повредили многие сооружения Пионерского парка, но не тронули «Слона». Он оставался на прежнем месте как символ довоенной мирной жизни. Его изображения продолжали помещать в киевских альбомах и на почтовых карточках.

Надо, правда, оговориться, что в эти годы парк назывался Пионерским лишь по привычке. Главный детский центр столицы был переведен на Печерск: сначала на нынешнюю ул. Грушевского, 32, потом на площадь Славы. Довоенное помещение Дворца пионеров стало залом Филармонии, для парковых павильонов также нашли новое назначение.

Некоторое время фонтан, сооруженный для детей, еще продолжал радовать публику в парке. Но дни его были уже сочтены. После 1960-х годов «Слон» исчезает с привычного места. А затем и само это место подвергается радикальной переделке.

В 1979 году был одобрен проект грандиозного монумента в память «исторического воссоединения Украины с Россией». Его авторы – скульптор Александр Скобликов, архитекторы Игорь Иванов, Сергей Миргородский и Константин Сидоров задумали соорудить над днепровской кручей исполинскую металлическую арку радиусом свыше 30 м. Арка в форме радуги-дуги недвусмысленно напоминала известные строки украинского поэта Павла Тычины: «Я володію аркодужним перевисанням до народів». Под аркой было предназначено место для двух бронзовых фигур – работяг-атлетов, символизирующих российских и украинских трудящихся. Их поставили как бы в позе классических «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной, только в руках вместо серпа и молота был советский орден «Дружбы народов». А чуть сбоку размещалась гранитная стела с изображением сцены времен Переяславской рады 1654 года: украинский гетман Богдан Хмельницкий, русский боярин Василий Бутурлин, казак, кобзарь и т.п.

Монумент Воссоединения Украины с Россией
Гранитная стела

Развернулись строительные работы. Они привели к тому, что прежний рельеф Пионерского парка был существенно изменен. Пригорок, на котором стоял сначала летний клуб Купеческого собрания, а затем фонтан «Слон», почти полностью срыли. На его месте поместили центральные бронзовые фигуры. А остаток этого холмика стал как бы опорой для гранитной стелы.

Уничтожена была и концертная эстрада на столь привычном для многих поколений киевлян месте. Вместо нее был воздвигнут каменный амфитеатр, окаймляющий арку и статуи.

Торжественное открытие нового монумента состоялось 6 ноября 1982 года, незадолго до 60-летия со дня образования Советского Союза. На церемонии выступил тогдашний лидер Украины Владимир Щербицкий. Он сказал: «Благородне почуття братерського єднання з російським народом, з усіма народами нашої соціалістичної Батьківщини український народ назавжди збереже у своєму серці, берегтиме його як зіницю ока і передаватиме з покоління в покоління, заповідаючи внукам і правнукам нашим».

С тех пор колоссальная арка-дуга присутствует в киевских панорамах. Практически сразу после своего появления она получила у киевских острословов прозвище «ярмо». Однако слова Щербицкого насчет «внуков и правнуков» оказались изрядным преувеличением. Не прошло и десяти лет с момента открытия монумента, как Советский Союз распался, а Украина и Россия «рассоединились».

Тем не менее, «ярмо» по-прежнему возвышается над Днепром в парке, называемом ныне Крещатым. Ему даже придали более эффектный вид, подсвечивая дугу по вечерам всеми цветами радуги. Остаются на прежнем месте гранитные фигуры Хмельницкого и других старинных персонажей – разве что какие-то «экстремисты» отбили боярину Бутурлину нос. Стоят под аркой и бронзовые держатели ордена. Между прочим, до сих пор практически нигде не удается получить точное разъяснение, кто из них украинец, а кто русский...

Арка стала частью летописи Киева А парк уже которое десятилетие был и остается любимым местом отдыха киевлян и гостей столицы


Был убран только текст с постамента, гласивший: «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». Вначале отсюда удалили лишь самые последние слова, и получилось, что мемориал посвящен «воссоединению Украины». Однако фигура Богдана Хмельницкого никак не вязалась с подобной трактовкой: ведь в результате казацких войн Украина на много лет была разделена на Левобережную и Правобережную. В конце концов, с пьедестала сбили все буквы надписи. Но их следы читаются настолько ясно и отчетливо, как если бы текст вовсе не удаляли. Собственно говоря, нет никакого смысла вычеркивать слова из истории. Хотя со времени появления громадной дуги в парке не прошло и 30 лет, она уже стала частью монументальной летописи Киева – так же, как утраченные много лет назад Аполлон с лирой и слоник посреди бассейна.

Сентябрь 2011