Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Общий вид на Лавру. Начало ХХ в. Киев
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Общий вид на Лавру. Начало ХХ в. Киев
Пятница, 23 Июня 2017

Достопримечательности > Аскольдова могила: «царство белого мрамора» и Божья благодать

Аскольдова могила

Наталья ЧЕРНЕЦКАЯ, журналист
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Киевский Печерск — место особое, удивительное своей стариной: колыбель русского православия Киево-Печерская лавра, одна из крупнейших в Европе крепость, аристократические Липки… Но есть здесь и совершенно особенные уголки, может быть, менее броские, но с невероятно сильным киевским колоритом, с уникальной аурой столичной старины. Именно к таким местам смело можно отнести Угорское урочище, больше известное ныне как Аскольдова могила.

О чем говорят легенды

Даже название этой местности тесно связано с древней историей, а точнее — с именами киевских князей Аскольда и Дира. Это они ходили в незапамятном 866 году в военный поход на Царьград. Тогда русичи были близки к победе. Но христиане Константинополя стали молить Пресвятую Богородицу, дабы она спасла их от верной гибели. И произошло чудо: поднялась страшная буря, она и разрушила русский флот. Чудом остались живы сами князья. Царьград избежал разрушения, а поражённые величием христианства Аскольд и Дир незамедлительно крестились.

По одной из версий Никольский храм
построила княгиня Ольга

В том же году Константинопольский патриарх Фотий разослал окружную грамоту восточным епископам, в которой сообщал: россы, дерзнувшие напасть на Византию, уже исповедуют Христа. Византийский император Константин Багрянородный также свидетельствует, что русский князь крестился во времена Царя Василия и патриарха Игнатия, т.е. в 867 году.

Согласно древней легенде, здесь, на Днепровских склонах, в 882-м Новгородский князь Рюрик (по другой версии — воевода Новгородского князя Олег) коварно убил киевских правителей Аскольда и Дира и занял великокняжеский киевский престол. Правда, легенда несколько расходится с научными данными: они указывают, например, что Дир был предшественником Аскольда и умер задолго до указанных событий.

Сам же князь Аскольд — один из наиболее ярких и вместе с тем загадочных персонажей нашей истории. Есть сведения о том, что он был крещён в Царьграде в 860-е годы, приняв христианское имя Николай. Вернувшись в Киев, Аскольд не только не отрёкся от новой веры, но и предпринимал попытки распространить христианство на Руси. Легенда утверждает, что Аскольд был похоронен дружинниками-христианами на месте гибели, а над его могилой сооружена небольшая деревянная часовенка, освящённая в честь небесного покровителя Аскольда (Николая), святителя Николая Мирликийского. В свою очередь, учёные выдвигают гипотезу, согласно которой история убийства Аскольда и Дира — всецело фольклорный сюжет. Однако же Аскольдова могила и сегодня считается местом захоронения киевского князя.

Кто построил Никольский храм?

Имя строителя первого Никольского храма доподлинно неизвестно, однако версий на этот счёт предостаточно. Согласно одной из них, церковь построила равноапостольная княгиня Ольга на месте гибели первого в Киевской Руси князя, воспылавшего любовью к греческой вере. Но в 971 году церковь Святого Николая была разрушена сыном Ольги — воинственным князем Святославом, правление которого связано с жестокой языческой реакцией, преследованием христиан и уничтожением их храмов. Лишь в 990 году князь Владимир снова возродил на прежнем месте церковь Святого Николая.

Киевский Пустынно-Николаевский монастырь


Есть и другие предположения. Исследователь киевской старины К. Шероцкий считает основателем храма христианина Олму, соорудившего помещение для тайных христианских собраний. Относительно же первой версии он делает следующее предположение. Дескать, одно время весьма распространённой была мысль о том, что к построению церкви причастна княгиня Ольга, следовательно, и церковь Святого Николая является самой давней на Руси. Возникла же эта теория, по мнению автора этой гипотезы, из-за ошибки переписчика, который вместо «Олма» написал когда-то «Олга». При этом К. Шероцкий акцентирует наше внимание на том, что над западными дверями Никольского храма, возведённого в начале XIX века, можно было прочитать: «На сем месте церковь тайно существовала, устроенная христианами, от Андрея Первозванного апостола просвещёнными». Поэтому символично появление неподалёку от Аскольдовой могилы памятника апостолу Андрею Первозванному, святому, который в истории Киева сыграл особую роль.

Апостол Андрей Первозванный

«На сих холмах благодать Божья…»

Согласно древнему церковному преданию, две тысячи лет тому назад Апостол Андрей, проповедуя христианство в скифских землях, благословил холмистый берег Днепра и предрёк: «На сих холмах воссияет благодать Божья, и будет град стоять велик и славен со множеством церквей». Сегодня мы можем констатировать, что пророчества святого апостола сбылись. Монумент работы скульптора Швецова знаменует славные деяния святого апостола Андрея Первозванного, он установлен в 2000 году в честь 2000-летия Рождества Христова. Его же памяти посвящена и небольшая часовенка, освящённая в 2001 году на День Киева. Она построена по проекту архитектора М. Жарикова.

Угорское урочище всегда считалось местом одной из древнейших на Руси христианских общин. Подтверждают это, скажем, и результаты археологических раскопок 1853 года, проведённых в районе Аскольдовой могилы. Учёными были обнаружены пещерные кельи ХІ века — красноречивое подтверждение существования в данной местности древнего монастыря. Вероятно, именно в этой старинной обители приняла под влиянием сына монашеские обеты мать преподобного Феодосия Печерского.

Аскольдова могила.
Рисунок Т.Г. Шевченко

Любопытен эпизод из жизни великого князя киевского Мстислава Владимировича, сына Мономаха, который тоже связан с этим местом. И вновь древняя легенда: в 1113 году, возвращаясь ночью с охоты, князь заблудился в дремучем лесу, покрывавшем в те времена территорию современного Печерска. Пытаясь отыскать дорогу, Мстислав неожиданно увидел яркий свет — его излучал образ Cвятого Николая, чудесным образом обретённый на одном из стволов. Икона находилась возле той самой дороги, которую князь так долго искал. В память о своём чудесном спасении он учредил в 1115 году при Николаевской церкви на Аскольдовой могиле мужской монастырь (возможно, возобновил после разрушения его в 1096 году половцами). Старинное предание гласит, что в скорости неподалёку от места, где была обретена икона, появилась столбоподобная часовня (слуп) с образом Cвятого Николая — она указывала направление к обители на Аскольдовой могиле. Пройдёт время, и в 1715 году на этом же месте на средства киевского губернатора Дмитрия Ивановича Голицына и на месте обветшавшей деревянной будет построена новая каменная церковь. Её станут называть Слупской или Столбовой — из-за оригинальной формы столпообразно вырастающего вверх купола.

Под Аскольдовой могилой спрятано много тайн Остатки Печерской крепости.
Одно из самых мистических мест Киева


Храмы на Аскольдовой могиле

Многое пережил в веках древний град Киев, но Аскольдову могилу по-прежнему венчали время от времени обновляемые деревянные храмы. В XVI веке обитель переживает тяжёлое время: здесь впервые появились униаты. Захватив монастырь, они не только разграбили имущество, но даже лишили его священных сосудов и церковных книг.

Большой Николай

Новая страница в историю старинного монастыря вписана во времена гетмана Ивана Мазепы, с именем которого связан и общий подъем культурной жизни Киева и Украины. На вершине холма над Николаевской церковью в 1690-1696 гг. на средства гетмана возводится величественный пятиглавый собор, исполненный в стиле украинского барокко по проекту архитектора Осипа Дмитриевича Старцева, который работал ранее в московском Кремле. Этот храм становится соборным. Его стали называть Большим Николаем, а старую Никольскую Слупскую церковь — Малым. В 1732 году митрополит Рафаил Заборовский поделил территорию обители на два отдельных монастыря. Соответственно: Большой Николай и Малый. Их активно посещали верующие ещё и потому, что стояли они на старинном пути богомольцев к Печерской Лавре. С 1830-х годов оба Никольских монастыря оказались в границах Печерской крепости. Это позволило военному ведомству конфисковать Большой Никольский монастырь и устроить в нем собор для военнослужащих Киева и крепости. С этого момента храм стал называться Военно-Никольским собором. Его судьба — это уже другая история.

Государь лично распорядился сохранить церковь

Мы же вернёмся к старинной деревянной церкви в упомянутом урочище. Большая часть монастырской братии переселилась в кельи, расположенные вокруг «мазепинского» храма, а под горой осталось монастырское кладбище с деревянной церковью, которая из главной превратилась в приписную кладбищенскую. Самое давнее изображение этого храма найдено на плане Кальнофойского — был он деревянным, имел три купола.

В ходе последней реставрации 1997-98 гг.. был возобновлен первоначальный вид сооружения


Нынешний каменный храм на Аскольдовой могиле построен на средства воронежского городского головы, купца Самуила Никитича Мещерякова в память о супруге Александре, умершей во время богомолья в Киеве в 1809 году. Автором проекта стал ученик великих русских зодчих Баженова и Казакова — главный архитектор Киева Андрей Иванович Меленский. Поэтому не удивительно, что с точки зрения архитектуры храм представлял собою прекрасный образец русского классицизма.

Великолепный иконостас Никольского храма был создан на средства участника Кавказкой войны, кубанского казачьего генерала Демидовского (в последствии погребённого около церкви). Окончательно завершили роспись храма в 1856 году.

А несколькими годами раньше, в 1847-м, над церковью нависла угроза разрушения: из-за осунувшегося кургана в ее стене образовалась глубокая трещина. Гостивший тогда в Киеве государь Николай I лично распорядился сохранить церковь, он твердо возразил сомневающимся: «Ничуть падением не грозит, нужно немного поправки и церковь должна существовать».

В 1992-м году Николаевскую церковь передали греко-католикам Киева

С 1786 года вокруг церкви существовало кладбище, на нем покоилось немало выдающихся людей, среди которых — автор «мертвой петли» военный летчик П. Нестеров, профессор медицины Ф. Меринг, театральный деятель М. Соловцов, коллекционер В. Тарновский, талантливый киевский архитектор Г. Шлейфер, известный меценат украинской культуры В. Симиренко, представители славной династии Терещенко и многие другие. Известно, что декабрист Михаил Бестужев-Рюмин также хотел быть похороненным на Аскольдовой могиле.

Аскольдова могила постепенно становится красивейшим местом в городе. «Царством белого мрамора» называли киевляне этот некрополь. Тут было несколько десятков оригинальных склепов, сотни высокохудожественных беломраморных памятников, выполненных лучшими скульпторами в итальянском стиле. Могилы украшались пышной растительностью и цветами. Примерами могут служить усыпальница баронов Штейнгель (архитектор — Владислав Городецкий), могила-памятник Яценко.

Некрополь славился восхитительной оранжереей, за которой ухаживал известный садовник иеромонах Рафаил. Он имел, между прочим, университетское образование. Именно он и распланировал структуру дорожек, девять каскадных террас для захоронений, построил лестницы и переходы. До этого захоронения располагались хаотично.

Восхищённый красотой и романтикой здешних мест, современник писал: «…вокруг церкви, спускаясь уступами почти до самого Днепра, раскинут огромный цветник, с клумбами тенистых деревьев, прелестных роз и других пахучих цветов. Среди пёстрых листьев разноцветных газонов возвышаются великолепные надгробные памятники, большей частью из белого мрамора. Золочённые и высеребренные решётки около памятников искрятся на солнце, блестят на зелёном фоне растений, и синей лазури Днепровских волн. Они сверкают в бледно-розовой дымке сияющего небосклона, как дорогое золотое кружево, и придают всей картине какой то весёлый, праздничный вид. На этом кладбище, под тёплым синим небом, в этом лабиринте зелени и цветов забываешь о смерти со всеми её ужасами и вспоминаешь только об отрадном дне Воскресения. С Аскольдовой могилы вид на Днепр и далёкое заднепровье очарователен».

Большевики превратили церковь в ресторан Во время ВОВ на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище


Немилостивый ХХ век

Эти живописные места всегда были овеяны легендами и сказаниями. Они, как магнитом, манили сюда писателей, поэтов, художников. Аскольдова могила не раз упоминалась в произведениях Тараса Шевченко. А писатель Загорский посвятил этому месту целый роман, который лёг в основу либретто знаменитой оперы Верестовского. В свою очередь, опера приобрела огромную популярность, и сегодня мы можем видеть её в репертуарах современных украинских театров.

Последняя дореволюционная реконструкция храма произведена в начале XX века и связана с именем известного всей России епископа-подвижника слепца Сильвестра Малеванского, умершего в 1908 году. В подвале Аскольдовой церкви был устроен храм Св. Сильвестра, жертвенник которого находился над могилой подвижника.

Памятный знак, посвященный уграм (венграм)

Но ХХ век, в итоге, оказался все же не милосердным к древнему урочищу. Большевики не пощадили одну из самых ценных киевских святынь, не отнеслись с подобающим почтением к праху погребённых здесь людей. После установления советской власти церковь закрыли, позднее, в 1936 году, её превратили в ресторан. А в 1938 году архитектор Петр Юрченко перестроил прежний храм в парковый павильон, надстроив вместо купола сквозную ионическую колоннаду. Тогда же была снесена и колокольня начала ХХ ст., возведённая архитектором Е. Ермаковым, дом настоятеля и забор 60-х гг. ХІХ ст.

По приказу народного комиссара просвещения УССР В. Затонского в 1934 году был варварски уничтожен и некрополь на Аскольдовой могиле. Приговор воинствующих безбожников старинному монастырю был таков: «Аскольдову могилу нужно как кладбище ликвидировать, церковь закрыть. Надгробные памятники использовать как строительный материал и для оформления парков, желательно, чтобы мрамор в больших кусках был использован как материал для скульптуры».

Великолепный некрополь сравняли с землёй, на его месте разбили парк. С тех пор и топчемся по костям людей, олицетворяющих цвет нации.

Во время оккупации времён Второй мировой войны на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище. Его ликвидировали сразу же после освобождения Киева от гитлеровцев.

После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров, погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов. В 1957 году их прах перенесли в парк Вечной Славы.

Некоторая надежда на восстановление комплекса на Аскольдовой могиле промелькнула после открытия в 1979 году музея истории Киева, филиалом которого он стал. Тогда ротонду частично отремонтировали и в ней начали устраивать сезонные выставки. Но дальше этого дело не пошло. Причина банальна — отсутствие средств.

В 1992 году обезображенную церковь передали для богослужений греко-католикам Киева. В ходе последней реставрации 1997-98 гг. (архитектор Владимир Хромченков) возобновлен изначальный вид сооружения. В полуподвале устроена церковь во имя Святого Сильвестра Папы Римского. Освящение возобновлённой Николаевской церкви провёл 22 мая 1998 года тогда еще Преосвященный Экзарх Киево-Вышгородский УГКЦ Любомир Гузар.

Чудо, не так ли?

В храме имеется святой образ — икона Зарваницкой Божьей Матери. Это список с чудотворного оригинала, который находится в городке Зарваница Тернопольской области. Говорят, каждая копия чудотворной иконы обладает частицей силы оригинала. И в этом киевляне уже успели убедиться. Как-то в период ремонта, ночью, когда никого на стройке не было, в церкви начался пожар. Местность здесь уединённая, и церковь могла бы сгореть дотла, прежде чем кто-нибудь это заметил бы. Но огонь, уничтожая всё на своём пути, приблизился к иконе и вдруг… затух. Пожар прекратился сам собой. Церковь уцелела. И икона уцелела, только немного уголок её обгорел. Чудо, не так ли?

Часовня Андрея Первозванного Деревянный крест в память о павших патриотах


Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле известна также тем, что стала первым храмом, который посетил Папа Римский Иван Павел ІІ во время своего апостольского визита на Украину летом 2001 года.

Несколько раньше, в 1992 году, возле храма установлен деревянный крест — в память о том, что в 1918 г. на кладбище были похоронены украинские юноши-патриоты, павшие в бою с большевицкими ордами М. Муравьёва возле станции Круты.

Неподалёку поставлен памятный знак (архитектор Я. Виг, 1997 г.), посвящённый отражённому в летописи пребыванию здесь в конце IX в. угров (венгров) на пути с Поволжья к территории современной Венгрии.

Удивительная благодать царит над здешними холмами. Киевляне помнят об Аскольде. Кажется, что на Аскольдовой могиле и зелень ярче, и воздух чище, и птицы поют звонче. Здесь назначают свидания влюблённые. Здесь любят встречать свой первый «взрослый» рассвет выпускники школ. Здесь каждый имеет право на небольшое, но индивидуальное чудо: старинное поверье обещает, что всю ночь будут сниться хорошие сны тому, кто обойдёт вокруг церкви-ротонды над могилой Аскольда…

Ноябрь 2011