Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Начало Крещатика от Европейской площади. Киев. Конец XIX в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Начало Крещатика от Европейской площади. Киев. Конец XIX в.
Вторник, 23 Мая 2017

Достопримечательности > Еврейская община в Киеве

Юрий ЛЯШКО, гид-переводчик
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Самое раннее свидетельство проживания в Киеве евреев − так называемое Киевское письмо: адресованный еврейским общинам мира призыв собрать средства для помощи киевлянину Яакову бар Ханукке (10 в.). Это же послание является самым древним письменным упоминанием названия нашего города. И сделано оно было на иврите. Поселением киевских евреев было, возможно, урочище Козары у впадения реки Почайны в Днепр, упоминаемое в записи Ипатьевской летописи. В другой записи говорится, что в 986 году к князю Владимиру прибыли евреи из Хазарского каганата склонять его к обращению Руси в иудаизм. В новых городских стенах (законченных в 1037 году) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал. Летописец Нестор (около 1080 года) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает, что тот посещал по ночам евреев и вел с ними религиозные споры.

Евреи принимали активное участие в деятельности антифашистского подполья в Киеве, одним из руководителей которого был секретарь подпольного горкома КПУ С. Бруз (1905–1942), погибший в перестрелке с гестаповцами. Связная подпольного горкома Татьяна Маркус (1922–1942) достала документы на имя грузинской княжны Татьяны Маркусидзе и устроилась работать в офицерскую столовую. Она пользовалась большим успехом у немецких офицеров и заманивала их в засаду. Подпольщица была казнена летом 1942 года

С 1946 года в Киеве функционировала синагога на Подоле. В 1976 году в Бабьем Яру был открыт памятник погибшим. Памятник был открыт спустя 15 лет после публикации одноименной поэмы Евгения Евтушенко. К 50-летию страшных событий в Бабьем Яру был установлен памятный знак «Менора» как признание страшной правды о том, что большинство жертв были евреи.

Синагога хасидская на Подоле

Синагога на Ярославовом Валу Галицькая синагога на Жилянской

С конца 1980-х гг. в Киеве начался процесс восстановления еврейской общинной жизни. В Киеве открываются еврейские школы, создаются учреждения науки и культуры, общественные организации. Так, в начале 1990-х гг. был открыт Кабинет еврейской истории и культуры АН Украины, с 1993 года в Киеве действует Институт иудаики, Международный Соломонов университет (1993), еврейские театры «Мазлтов», Киевский еврейский молодежный театр «Ган Эден».

В 1995 в собственность еврейской общине Киева было передано здание Хоральной синагоги, в котором на протяжении многих десятилетий размещался кукольный театр. После восстановительных работ в 2000 году Хоральная синагога была снова открыта для нужд еврейской общины.

За время оккупации в Бабьем Яру
было расстреляно 125 тысяч человек,
в подавляющем большинстве евреев

19 сентября 1941 войска фашистской Германии захватили Киев. Согласно немецким официальным документам, составленным сразу после захвата города, большинство евреев Киева не успели эвакуироваться. В городе оставалось около 150 тысяч евреев. Массовое уничтожение еврейского населения Киева было осуществлено 29-30 сентября 1941 эйнзацгруппой «Ц». Согласно немецким документам, за два дня был уничтожен 33 771 еврей. Расстрелы скрывавшихся продолжались в 1941-43 гг. По данным Государственной чрезвычайной следственной комиссии, за время оккупации в Бабьем Яру было расстреляно 125 тысяч человек, в подавляющем большинстве евреев.

Киевские деятели еврейских политических партий активно участвовали в Центральной Раде (украинский парламент). Нужно заметить, что и Голда Меир (в будущем премьер-министр Израиля) родилась в Киеве. Но из-за угрозы погромов ее семья покинула Киев в 1903 году. Глава созданного в 1917 г. Еврейского министерства входил в состав украинского правительства, принявшего 10 января 1918 г. закон о национально-культурной персональной автономии. Верховным органом еврейских демократических общин являлся Еврейский национальный совет. Командование частей германской армии, оккупировавших Киев весной 1918 г., с пониманием относилось к нуждам еврейского населения. Но переход власти к Директории и ее борьба за Киев с Красной армией и Добровольческой армией А. Деникина, бои между ними, налеты различных банд, частые смены властей почти всегда сопровождались насилием, убийствами, грабежом еврейского населения.

В 1926 была закрыта Хоральная синагога, в которой стал играть детский еврейский театр. Почти до конца 1930-х гг. Киев был крупным центром советской культуры на идиш. Здесь развивалась еврейская советская литература (Д. Гофштейн, П. Маркиш, Д. Бергельсон). Была сеть еврейских школ, художественный техникум, ряд еврейских факультетов в высших учебных заведениях, отделение еврейской культуры при Украинской академии наук, еврейский театр и детский еврейский театр, множество еврейских профессиональных и районных клубов, литературные издательства, периодическая печать и т. д. С середины 1930-х гг. началось быстрое свертывание этой деятельности.

Но преимущественно евреи выступали пайщиками в промышленных акционерных компаниях, где преобладал иностранный капитал. В 1900 году в Киевской губернии насчитывалось всего девять из 70 предприятий, учредителями которых были евреи. Предприятия же в столице губернии вырастали из небольших мастерских, где евреи начинали ремесленное дело. Например, ювелирная фабрика Иосифа Маршака на Крещатике выросла из маленькой мастерской на Подоле. Начав учеником-подмастерьем ювелира, позже выходец из небогатой еврейской семьи получил специальное разрешение городской управы и положил начало собственному делу в Киеве. А через годы изделия украинского Фаберже знали и в Чикаго, и в Антверпене, по всей Европе и в Российской империи. Однако прошение царю потомственного почетного гражданина, купца I гильдии Иосифа Абрамовича Маршака о разрешении стать поставщиком ювелирных изделий для царского двора или хотя бы ставить на своих изделиях клеймо с двуглавым орлом, символом империи, осталось без ответа − вероятно, сказалось вероисповедание.

Купец Яков Бернер был совладельцем нескольких кирпичных заводов. Значительная часть киевских новостроек начала ХХ в. была из кирпича, произведенного на его предприятиях. Бернер был гласным Думы, жертвовал на строительство христианских церквей, а после смерти завещал городу 100 тысяч рублей на приют для бедных и хронически больных.

Открытие синагоги

Проживание в Киеве значительного числа еврейских писателей (в том числе Шалом Алейхема, − к 120-летию со дня его рождения в Киеве был открыт музей; Илья Эренбург родился и провел детские годы в Киеве; Иссак Бабель учился в Киевском коммерческом институте), учителей, юристов, врачей способствовало развитию интенсивной просветительской деятельности. Росла вместе с тем и тяга к ассимиляции. Еврейские дети составляли семь-девять процентов от общего числа учеников в нееврейских средних учебных заведениях, а в университете в 1911 году около 17% студентов составляли евреи. Но в том же 1911 году «черная сотня» инспирировала в Киеве кровавый навет (дело Бейлиса).

В 1900 караимы Киева возвели собственную синагогу (кенасса; сегодня – Дом актера).

Бродские были знамениты не только в Киеве, но и за пределами империи. На благотворительность семья тратила десятки тысяч рублей. В частности, в Киеве пожертвования Лазаря Бродского были, пожалуй, самыми большими: на хоральную синагогу, несколько больниц, ремесленное училище, бактериологический институт, политехнический университет, Бессарабский рынок. Его называли «бескорыстным другом человечества, большим гуманистом и благодетелем», после смерти оплакивали как одного из лучших представителей «еврейства».

Ханука - праздник света

Еврейской общине принадлежали свыше 20 синагог (в том числе Хоральная, построенная к 1898 г. на средства Л. И. Бродского; затем − здание кукольного театра), две школы талмуд-тора, детский приют, еврейское казенное училище и многое другое.

Видную роль в экономической жизни играл Южнорусский промышленный банк, основанный в Киеве Поляковыми в 1870-х гг.

О положении евреев Киева в период татаро-монгольского ига и после занятия города в 1320 году литовскими князьями достоверных сведений не сохранилось. В документах 15-го века упоминаются киевские евреи − сборщики податей, владевшие значительным имуществом. При изгнании евреев из Литвы в 1495 года они были изгнаны и из Киева. В 1503 указ об изгнании был отменен, община возродилась, получила от короля Сигизмунда I участок земли за Львовскими (бывшими Жидовскими) воротами для устройства кладбища, а откуп на налоги был отдан еврею, некоему Шамаку Даниловичу. Но ходатайства купцов-христиан привели в 1619 к запрету евреям проживать в Киеве более одного дня и только в «гостином городском доме». Приняв власть над Украиной, царь Алексей Михайлович в 1654 и в 1660 подтвердил запрет 1619 года, и какие-либо сведения о евреях в Киеве исчезают надолго. Новая еврейская община зародилась в Киеве около 1792 (73 человека, выходцы из белорусских и польских областей).

В 1827 Николай I издал приказ о выселении евреев из Киева, однако исполнение его оттягивалось до 1835 года городскими властями, которые предвидели отрицательное влияние этой акции на жизнь города. Исключение тогда сделали для подрядчиков, занятых на строительстве университета Св. Владимира. На евреев возлагались особые дополнительные налоги, для них существовали квоты на учебу в высших учебных заведениях, евреев не принимали на государственную службу. В соответствии с тогдашними постановлениями, лица иудейского вероисповедания принадлежали к сословной категории инородцев. К этой касте в то время причисляли калмыков, коренное население Сибири, закаспийских ордынцев. До царствования императора Александра II (1855) разрешалось лишь временное пребывание евреев в Киеве − остановка для лечения, учебы, воспитания детей или торговли на ярмарке. Но в 1857 генерал-губернатор Киева Васильчиков предложил расширить права почетных граждан и купцов первой гильдии евреев. По этому предложению Государственным советом был разработан законопроект и в 1859 году принят закон, несколько расширивший права евреев-купцов. Позже был создан Комитет по еврейскому вопросу, а 1861 году утверждены правила о порядке постоянного проживания и временного пребывания евреев в Киеве, позволившие разным категориям евреев постоянно жить в городе. Согласно этим правилам было выделено две категории евреев. Отнесенные к первой могли жить по всему городу, ко второй − только на территории Лыбедского и Плоского полицейских участков. Повсеместно селились лица с высшим образованием, советники коммерции и мануфактур, низшие чины, отбывшие воинскую повинность по рекрутскому уставу, участники боевых действий на Дальнем Востоке, купцы I гильдии, имевшие этот статус не менее 10 лет, аптекарские помощники, дантисты, фельдшеры, повитухи, изучающие фармацевтику, «практикующие» ремесленники. Причем ремесленник должен был представить документ о знании дела и свидетельство о несудимости. Купцы II гильдии могли жить в Киеве по три месяца в год. Разрешение на постоянное проживание в Киеве распространялось и на членов семьи «льготников». Позволялось также иметь постоянную прислугу из евреев, поскольку христиане не могли быть наняты иноверцами.

Ул. Горького, начальное училище им. Бродского

Ул. арх. Городецкого, дом Гинзбурга 

В многонациональном и поликонфессионном Киеве начала ХХ в. среди почти 497 тыс. жителей насчитывалось около 379 тыс. православных, 41 тыс. католиков, 12 тыс. протестантов и 58 тыс. евреев, т.е. около 11% (по данным на 1911 год). Богатство многих иудеев позволяло им чувствовать себя в городе довольно комфортно, но в то же время вызывало традиционную зависть. Особенно значительными в жизни города были мукомольные предприятия и сахарные заводы Бродских, И. М. Зайцева (1827-1907) и Д. С. Марголина.

Как ни странно, но к концу ХІХ в. среди киевских купцов I гильдии преобладали евреи: если в 1883 году каждый двадцать девятый купец был из евреев, то спустя одиннадцать лет − почти каждый третий. Последний был организатором пароходства на Днепре, устройства в Киеве водопровода, первого в России трамвая и снабжения жителей газом. В 1896-м И. М. Зайцев в дар общине построил еврейскую хирургическую больницу.

Май 2009.