Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

г.Черновцы, резиденция митрополита 19 в., сейчас университет.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
г.Черновцы, резиденция митрополита 19 в., сейчас университет.
Понедельник, 23 Октября 2017

Достопримечательности > Храмы Св. Димитрия и Свв. Константина и Елены в Киеве

Михаил Кальницкий, исследователь киевской старины,

Cпециально для Первого экскурсионного бюро 

На углу улиц Щекавицкой и Фрунзе стоит приземистое сооружение, выкрашенное белой краской. Вычурные лепные украшения – капители на пилястрах, сандрики над окнами и т.п. – свидетельствуют о том, что эти стены возведены в духе украинского барокко XVIII века. Правда, нынешний вид здания лишь отдаленно напоминает его облик в те времена, когда строение было частью значительного сакрального комплекса в Плоской части Киева – Царе-Константиновского храма с Димитриевской церковью. 

Угол ул. Щекавицкой и Фрунзе – Димитриевская церковь

В этой местности издавна селились люди. Тут не раз делались археологические открытия, встречались остатки каменных храмов домонгольской поры. Но после Батыева нашествия, а особенно после набегов крымских татар в XV веке местность опустела. Как писал историк Николай Петров, «Плоская часть Киева обратилась в пустырь, который киевские воеводы в XVI веке отдавали по частям во владение разным служилым людям, пока наконец в самом начале XVII века не разделена была она между двумя учреждениями: кафедрой киевского католического бискупа и восстановленным православным Кирилловским монастырем». Стало быть, будущий погост Царе-Константиновского храма отошел во владение бискупа (католического епископа).

Однако в годы освободительной войны украинского народа во главе с Богданом Хмельницким почти все католические строения в Киеве были уничтожены. Во второй половине XVII века бывшей Бискупщиной завладели киевские мещане. Именно в этот период здесь был возведен первый известный храм в Плоской части в честь Свв. Константина и Елены. Святой равноапостольный царь Константин І Великий – римский император 306–337 гг. – в конце жизни принял крещение; при его правлении римская власть перешла от суровых преследований христианской религии к покровительству ей. Св. равноапостольная Елена – мать царя Константина, также принявшая христианство и ревностно распространявшая его; с ней связывают обретение выдающейся святыни – креста, на котором был распят Иисус Христос.

В 1726 году эта деревянная церковь, уже обветшавшая, сгорела. Вместо нее в 1734-м при содействии бургомистра Гордея Минцевича был возведен новый каменный храм. То было одноглавое строение, завершенное граненым барабаном и грушевидным куполом в традициях украинского барокко. При храме действовала приходская школа.

А в марте 1756 года настоятель церкви о. Василий (Дечинский), причт и почтенные прихожане обратились к митрополиту Киевскому, Галицкого и Малой России Тимофею (Щербацкому): «...Намерены мы наместо стоящей при церкве приходской нашей Царе-Константиновской Киево-Подольской старой деревянной велие обветшалой колоколне на том же месте вновь каменную колоколню за Божиею помощию и Вашим святительским благословением, сего лета начав, с прилежным нашим старательством состроить; яко уже к тому нашему намерению об каменной колоколни строении от доброхотных дателей и денег дано». Получив благословение, причт и прихожане поручили «уговоренному майстру с работниками» начать работы, и, согласно последующим документам, колокольня «в 757-м году строением совершенно по всему и окончена». Но на то время было выстроено лишь «ядро» нынешнего здания на углу Фрунзе и Щекавицкой – трехярусную каменную башню колокольни примерно 8,5х9 м в плане, увенчанную грушевидным куполом на деревянном каркасе. Первый ярус был несколько заглублен, на второй вели две наружные лестницы, а на третий ярус с колоколами вели ступени в толще северной и западной стены.

В литературе распространено мнение, будто «майстром», выстроившим колокольню, был видный киевский зодчий Иван Григорович-Барский. Документальные подтверждения этому, впрочем, не выявлены. В то же время не подлежит сомнению, что над колокольней работал строитель высоких профессиональных достоинств.

Лепное оформление колокольни. Фото начала ХХ в

Поначалу при колокольне не было особой церкви. Но спустя несколько лет священник о. Василий (Алексеев) сообщил: «Кроме большой каменной церкви, при каменной колокольне и другая каменная церковь, ради отправления ранней в воскресные и праздничные дни и по четвертинам литургий, во имя новоявленного святителя Димитрия Ростовского, по благословению Его Преосвященства [митрополита Арсения (Могилянского)] устроена и освящена; в оной же с 1760 года священнослужение и совершается».

Новый храм назвали в честь святителя Димитрия (Даниила) Ростовского. Этот выдающийся церковный деятель и просветитель родился в 1651 году в местечке Макарове на Киевщине в семье казацкого сотника. Он учился в Киевской коллегии, потом стал монахом Киево-Кирилловской обители (где был тогда ктитором его отец); позже, в 1684-м, поселился у Киево-Печерской лавре, де приступил к 20-летнему подвижническому труду над составлением Житий святых («Четьи-Минеи»). В последние годы жизни был митрополитом Ростовским. Умер в Ростове-Великом в 1709 году, в 1757-м канонизирован как святой.    

Церковь разместили во втором ярусе колокольни, куда вели, как уже отмечалось, внешние лестницы (с открытыми деревянными галереями – «ґанками»). Но уже в феврале 1769 года священник о. Василий с прихожанами обратился к митрополиту Арсению (Могилянскому) с просьбой разрешить сбор пожертвований на реконструкцию строения: «По невеликой же той церкви пространности, для вмещения народа вкруг той церкви ганки деревянные не покрытые... токмо же приходящему во время священнослужения в оной церкви народу стоять в тех ганках и слушать священнослужение незаспособно и препятственно, в летнее время от солнечных жаров и дождей, а в зимнее от снегов и других ненастий». С разрешения митрополита внешние галереи были перекрыты и обнесены каменными стенами. Димитриевская церковь имела печное отопление и считалась «теплой» (для богослужений в зимний период, когда в неотапливаемой главной церкви было слишком холодно).

 

Обмерный чертеж колокольни 1841 г.

В августе 1800 года вследствие удара молнии сгорели деревянные конструкции завершения колокольни. Основная часть, впрочем, не пострадала. Вскоре купол был восстановлен в прежних барочных формах. На старых снимках видно, что во фронтонах верхнего яруса были помещены вензеля царя Павла І. Из этого становится ясно, что купол возобновили не позже марта 1801 года, когда этот император стал жертвой дворцового заговора.

Очередная реконструкция колокольни состоялась в 1830 году, когда часть внутреннего пространства каменных галерей присоединили к теплому храму (в проектировании этой перестройки участвовал киевский городской архитектор Андрей Меленский). Новый облик строения был запечатлен на обмерном чертеже, выполненном в 1841 году губернским архитектором Иваном Кедриным.

Впрочем, по мере роста населения Киева и развития Царе-Константиновского прихода уже и это расширение оказалось недостаточным. Так что в январе 1861 года приходской священник о. Иоанн (Гошкевич) и церковный староста купец Иван Синельников подали рапорт митрополиту Арсению (Москвину), в котором отмечали по поводу теплой церкви: «...Храм оказывается совершенно тесным, так что во дни воскресные и праздничные прихожане, сколько-нибудь запоздавшие к Обедне, должны или отправляться в ближайшие монастыри и храмы, или тесниться в коридоре и оставаться на дворе, пока окончится Божественная литургия, или возвращаться в свои дома, потому что в ближайших церквах Введенской и Иорданской-Димитриевской теплых приделов нет». Просителям позволили собирать средства на новую реконструкцию теплого Димитриевского храма. Соответствующий проект составил епархиальный архитектор Павел Спарро. Работы велись в 1864–1865 годах. В декабре 1865-го ректор Киевской семинарии архимандрит Феоктист освятил обновленный храм.

Объем реконструированного Димитриевского храма значительно вырос. Новая пристройка поглотила кирпичные галереи, и строение протянулось вдоль Щекавицкой улицы почти на 32 м. При этом декор стен с изящным оформлением окон, сложными карнизами и спаренными пилястрами был точным повторением барочных украшений XVIII века. Церковь теперь располагалась уже не в пределах колокольной башни, а заняла почти весь верхний ярус пристройки. Над ее алтарем устроили небольшую главку. Помещения нижнего яруса были использованы для нужд прихода; здесь, в частности, находилась приходская школа.

План расширения Димитриевского храма Колокольня с Димитриевской церковью. Фото начала ХХ в

Вскоре было обновлено внутреннее убранство Димитриевской церкви. Мастера из Владимирской губернии Семен и Сергей Шороховы изготовили красивый иконостас. Пресса дала высокую оценку благоустройству церкви: «Взоры всех присутствовавших в храме невольно останавливались на новом иконостасе, который изяществом своей фигуры и отделки не может не производить на душу глубокого впечатления. Устроенный в готическом стиле иконостас представляет три пирамиды: среднюю высшую и две ровных боковых, с тремя под ними царскими вратами, так что в храме как будто три престола. Изящная резьба, капители, карнизы, шаблоны, пилястры и все поле иконостаса покрыты лучшим золотом – то блестящею гладью, то шатом, то с прозеленью насыпью, отчего весь иконостас представляется как бы вылитым из золота и производит поражающее впечатление. Все иконы в иконостасе византийского стиля с современным, впрочем, колоритом – поля в иконах великолепной чеканной золотой работы... Прибавьте ко всему этому новую масляною краскою покраску свода храма, начинающуюся из-за иконостаса довольно светлым полем, потом постепенно переходящим к западу в темно-голубой небесный цвет, – покраску стен под сыроватый мрамор; хоры, как бы   висящие в воздухе у западной стены, паникадило в 36 свеч – последнего изящного фасона, подсвечники вместо лампад пред нижним ярусом, лампады в верхнем ярусе иконостаса, и вы можете получить понятие о том впечатлении, которое производит (особенно при освещении) постановка храма на взошедшего». 

Купол храма Свв. Константина и Елены (справа) и колокольня с Димитриевской церковью. Фото начала ХХ в.

Тем не менее, число жителей Плоской части росло слишком быстро. И в 1897 году священник прихода о. Николай (Рыбчинский) опять жаловался духовным властям на тесноту в теплой церкви, сообщая, что последняя «хотя и несколько просторнее холодной, слишком низка, почему при малейшем скоплении народа в ней становится невыносимо жарко и бывает трудно дышать». На сей раз прихожане решили реконструировать и утеплить основную, холодную церковь Свв. Константина и Елены. Соответствующие работы были проведены в 1897–1899 годах архитектором Николаем Казанским.

Со своеобразным предложением обратились к приходскому причту в октябре 1906 года киевский купец Стефан Пташевский и его жена Мария Пташевская. Их единственный сын-гимназист по имени Василий безвременно умер, и они выразили желание устроить под колокольней при Димитриевской церкви встроенную часовню во имя Св. Василия Великого, в которой регулярно поминали бы их сына, а сама часовня могла способствовать сбору пожертвований на благотворительные нужды: «Часовня эта будет находиться на бойкой дороге, по которой днем и ночью движутся тысячи людей из города и подгородних сел на близлежащий Житний базар. Многие из них охотно заходят в открытую церковь и, след[овательно], так же охотно будут заходить и в часовню, ставить здесь свечи и бросать копейки в кружку. Таким образом, могут собираться здесь значительные денежные средства».

Причт ответил согласием, и военный инженер Павел Лебедев составил соответствующий проект. Уже в мае 1907 года все было готово. Внутри часовни установили иконостас и чашу для водосвятия. Но сама Димитриевская церковь в это время испытывала значительные трудности. Известно, что ноябре 1916 года настоятель прихода о. Петр (Седлецкий) докладывал благочинному Киево-Подольских церквей:  «В Св. Димитриевской церкви богослужение не совершается более уж 10 лет, так как здание дало большую трещину и требует значительного ремонта». О. Петр предлагал отремонтировать здание и превратить его в приходскую церковь-школу «с тем, чтобы в ней по воскресным и праздничным дням устраивать религиозно-нравственные беседы и чтения для народа с совершением торжественных вечерен с акафистом». Но шедшая в ту пору мировая война и совершившаяся вскоре революция не способствовали подобным планам.

Панорама Житнего базара с Царе-Константиновским комплексом. С открытки начала ХХ в.

В советское время Царе-Константиновский приход некоторое время действовал, однако к 1930-м годам наметилась тенденция не только к закрытию, но и к физическому уничтожению многих киевских храмов. Эта печальная участь не минула и церковь Свв. Константина и Елены. Она была снесена, а примерно на ее месте в 1936 году соорудили по типовому проекту здание школы № 37 (ныне № 17) на 880 учеников. Это была акция в духе времени – «источник просвещения» на месте «гнезда мракобесия»...

Действующая Димитриевская церковь в начале 1960-х гг

Димитриевской же церкви, можно сказать, повезло. Ограничились только сносом верхнего яруса и купола колокольни. Основной объем храма уцелел. Его поначалу использовали под общежитие, потом под склад. В 1948 году храм даже вернули в число действующих, соорудив над угловой частью подобие главки со звонницей.

Однако в 1964-м, на новом витке атеистической пропаганды, его закрыли, а помещение приспособили под спортзал для школы. К слову, в это время в искусствоведении распространилось утверждение, что церковный объем представлял собой якобы трапезную. Как мы видели из предшествующего рассказа, это утверждение ни на чем не основано.

Внешний облик строения не пострадал, так что в наше время появились все предпосылки к тому, чтобы воссоздать его верхний ярус с колокольней. Этот проект уже подготовила мастерская архитектора-реставратора Юрия Лосицкого.

Димитриевская церковь. Южный фасад и вход в храм Димитриевская церковь. Восточный фасад, алтарные апсиды Предполагаемый облик храма с восстановленной колокольней

Интерьер действующей церкви. Фото мастерской Ю. Лосицкого.

В 2005 году здание вернули верующим (общине Украинской православной церкви). С тех пор уже проведены первоочередные восстановительные работы, устроены и освящены (на Покров 2005-го ) престол и иконостас.

Храм сохранил историческое посвящение Св. Димитрию Ростовскому, но в то же время он посвящен ныне  Свв. Константину и Елене, в честь которых здесь образован приходской храмовый комплекс. Близится день, когда один из выдающихся памятников церковной старины Подола вернет свой прежний облик.