Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Здание киевского Купеческого собрания (теперь – Национальная филармония Украины). Киев, конец XIX в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Здание киевского Купеческого собрания (теперь – Национальная филармония Украины). Киев, конец XIX в.
Понедельник, 26 Июня 2017

Достопримечательности > Как менялся фон Богдана

Михаил Кальницкий - историк, исследователь киевской старины.
Специально для "Первое экскурсионное бюро"
.

Софийская площадь – без преувеличения, обязательное место экскурсионного посещения в Киеве. Трудно себе представить гостя столицы Украины, который не хотел здесь побывать. Разумеется, больше всего привлекает на ней древний Софийский собор с его стройной колокольней. Широко известен и памятник Богдану Хмельницкому – один из общепризнанных символов Киева.


Фото 1. Сувенирная открытка с памятником Б.Хмельницкому



Фото 2. Памятник Богдану Хмельницкому в настоящее время


Фото 3. Памятник незадолго до открытия, фото 1888 г.


Но на площадь перед Святой Софией выходят и другие примечательные строения. С «биографиями» некоторых из них мы вас познакомим

…В ту пору, когда летом 1888 года памятник гетману Богдану готовили к открытию, фоном ему служили невысокие, по нынешним меркам, постройки.

Справа мы видим массивный трехэтажный с подвалом корпус, оформленный в стилистике позднего классицизма (улица Владимирская, 15). Это – выходивший на Софийскую площадь торец так называемых Присутственных мест. Так назывались в центрах российских губерний здания, в которых сосредоточивались губернские учреждения («присутствия»). Именно для них возвели в 1854–1857 годах протяженный корпус, обращенный главным фасадом в сторону Крещатика, вдоль специально образованного проезда к Михайловской площади. Новостройка оказалась по тем временам одним из крупнейших сооружений в городе. В ее возведении участвовали авторитетные зодчие: Иван Штром, Ксаверий Скаржинский, Михаил Иконников.

Если первые два архитектора приехали в наш город из Петербурга, то третий – Иконников – служил в Киеве.


Фото 4. М. Иконников

Михаил Степанович Иконников (1818–1897) с 1848 года занимал должность губернского архитектора. Так что, сооружая Присутственные места, он готовил здесь кабинет и лично для себя. В общей сложности Иконников провел на государственной службе свыше 50 лет, причем, насколько известно, ни разу за это время не воспользовался правом на отпуск!  Он был хорошо известен многим киевлянам (так же, кстати, как и его брат, известный историк Владимир Иконников).

Двухэтажный дом напротив Присутственных мест (нынешний адрес: Владимирская, 18/2) как раз и принадлежал Михаилу Иконникову. Он тоже был решен в позднеклассической стилистике. В верхнем этаже проживала семья владельца, нижний предназначался для сдачи в аренду под магазины.

Такой вид пересечение Владимирской улицы с Софийской площадью имел после открытия памятника Хмельницкому еще лет десять.




Фото 5. Памятник Богдану Хмельницкому. С открытки 1890-х гг.

Но затем фон монумента начал меняться.

В 1898 году Михаила Иконникова уже не было в живых. Его сын и наследник Николай Иконников посчитал, что для места в центре города его дом слишком невелик и не приносит достойной прибыли. Было решено надстроить над домом третий этаж, увенчав его башенкой в духе вошедшего тогда в моду «киевского ренессанса».

Надстройка состоялась, трехэтажный дом был запечатлен на снимках.


Фото 6. Памятник Богдану Хмельницкому. Фото 1899 г.

Но… в городе разгоралась «строительная лихорадка» (ажиотажное вложение денег в недвижимость),  и Иконникову уже показалось мало трех этажей. Буквально сразу же, весной 1900-го, он взялся за надстройку четвертого (по проекту академика архитектуры Владимира Николаева, вероятно, надстраивавшего и третий этаж).
Вскоре дом стал четырехэтажным. Зодчему удалось сделать его выразительным, гармоничным, со стройными башенками, оживляющими силуэт.


Фото 7. Памятник Богдану Хмельницкому. С открытки начала 1900-х гг.

По-своему оживился и фасад. Прямо на углу дома появились две кариатиды в виде полуобнаженных женщин. Они, откровенно говоря, настолько эротичны, что даже удивительно, как это их беспрепятственно позволили разместить прямо перед Святой Софией?!

Фото 8. Кариатиды дома по ул. Владимирской, 18/2

 

фото 9. Дом на Владимирской, 18/2 в настоящее время

Разумеется, со временем чиновникам стало тесно. Поэтому в 1900-м губернский архитектор Геннадий Антоновский надстроил двухэтажные секции до трех этажей. Правда, при этом фасад подровнялся под общий карниз, утратив прежнюю выразительность.

Впрочем, и этого оказалось мало. Так что в 1908–1909 годах губернский инженер Владимир Бессмертный возвел над частью здания четвертый этаж. Силуэт обрел прежний вид, но на более высоком уровне.

 

фото 10. Присутственные места. С открытки 1910-х гг.

 

Фото 11. Нынешний облик Присутственных мест

Комплекс Присутственных мест и впоследствии не оставляли в покое, хотя на облик Софийской площади это уже не так влияло. Послевоенные советские строители сделали к ним пристройки, сумев добросовестно сымитировать архитектурный «почерк» времен Николая I. А в конце 1980-х годов одну из двух трехэтажных секций сделали четырехэтажной, нарушив тем самым классицистическую симметрию строения. Разумеется, нынешние Присутственные места уже не так переполнены учреждениями. Региональное руководство давным-давно перебралось в новые помещения. В огромном треугольнике между Владимирской и Большой Житомирской остались только милиция, пожарные и юристы.

Пришлось «подрастать» и двум обширным зданиям по Владимирской, 20 и 22. Они были возведены, собственно говоря, на территории Софийского собора. Раньше на их месте просто тянулась протяженная стена, окружавшая соборное подворье.


Фото 12. Софийская площадь. С открытки 1890-х гг.

Подворье это составляло собственность киевских митрополитов (ведь и собор представлял собой кафедральный митрополитанский храм). Митрополиты, как и миряне, возжелали принять участие в строительном буме. И вот в 1898 году начали строить трехэтажный доходный дом по Владимирской, 20. Проект составил архитектор киевской епархии Евгений Ермаков.

Для строительства первоначально пришлось ломать изрядный кусок стены. Подрядчик рассчитывал, что рабочие быстро справятся с этой нехитрой задачей. Не тут-то было: стена, сложенная в середине XVIII века, оказалась настолько прочной, что ломы отскакивали от нее, как от скалы. А для применения взрывчатки требовались защитные мероприятия, которые стоили чересчур дорого. Тогда подрядчик послал гонцов на лабрадоритовый карьер, где работали опытные каменотесы. Оттуда прибыла бригада мастеров со специальными инструментами, необходимыми для ломки цельной породы. Только после этого стена поддалась. По тогдашним рассказам, в тот момент, когда отломился первый ее кусок, раздался такой треск, что в одной из квартир ближайшего дома буквально посыпались на пол книги с полки!

Вскоре новое здание было готово.

Фото 13. Софийская пл. и дом по ул. Владимирской, 20. С открытки 1900-х гг.

Однако заказчик – Митрополитанский дом – уже заболел «строительной лихорадкой». Так что в начале ХХ века было решено надстроить над новым домом четвертый этаж, а слева пристроить к нему еще одно четырехэтажное здание. Над ними работал тот же Евгений Ермаков. В доме № 20 была и его собственная квартира, и зодчий быстро и успешно надстроил его.

Весь комплекс доходных домов со стороны Софийской площади завершили в 1905 году. Дом № 20 был отмечен чертами «русского стиля», а № 22 скорее носил на себе ренессансные мотивы. Надо признать, что новостройки несколько оттеснили на второй план главное украшение площади – Софийский собор. Увы, в те времена, как и сейчас, коммерческие соображения могли оказаться превыше архитектурных интересов!

Любопытно, что уже в послевоенные годы в квартирах дома по Владимирской, 22 поселились известные архитекторы – члены вновь созданной Академии архитектуры Украины. Ее президентом был избран выдающийся зодчий Владимир Заболотный, автор здания Верховной Рады. Ныне на фасаде дома – памятный знак с его барельефом.

Фото 14. Мемориальная доска в честь В. И. Заболотного

То, что мы сказали о давлении коммерческой застройки на Святую Софию, продолжилось и в недавние годы. Уже на рубеже XX и XXI столетия оба смежных здания на Владимирской, 20 и 22 оказались надстроены массивной мансардой. В этой надстройке принял участие тогдашний главный архитектор города Сергей Бабушкин.

Такова история неотъемлемых звеньев нынешней застройки Софийской площади. Как видим, в истории этого «фона» встречается немало любопытных нюансов, которые следует принимать во внимание, любуясь памятниками киевской старины.

 
Фото 15. Дома по Владимирской, 20 и 22 теперь и прежде