Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Бережаны, панорама старого города с Троицким собором 18 в. и костелом Рождества Богородицы 16 в. Тернопольсакая область
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Бережаны, панорама старого города с Троицким собором 18 в. и костелом Рождества Богородицы 16 в. Тернопольсакая область
Четверг, 25 Мая 2017

Достопримечательности > Киевские монументы итальянского скульптора

Михаил Кальницкий - историк, исследователь киевской старины.
Специально для "Первое экскурсионное бюро"
.

Как мы видим в последнее время, буквально не проходит года без того, чтобы где-нибудь на просторах столицы Украины не поставили какой-то очередной памятник. В этой области давно уже превзойдены достижения дореволюционной городской думы начала XX века, которая тоже с готовностью занималась подобным делом.

Следует, однако, подчеркнуть, что сотню лет назад  соответствующие инициативные комитеты и «отцы города» взыскательнее, чем их нынешние преемники, относились к художественным качествам монументов, привлекая к проектным конкурсам лучшие творческие силы Российской империи и зарубежья. В частности, права создавать киевские памятники царю Александру ІІ и Петру Столыпину добился итальянец Ксименес – один из ведущих скульпторов-монументалистов Европы. Его имя может быть знакомо гостям нашего города из Италии, Соединенных Штатов и даже далеких Аргентины и Бразилии. Жаль только, что вещественные подтверждения его работы в Киеве давно уже не существуют...

Родился Этторе Ксименес 11 апреля 1855 года на Сицилии, в Палермо. Свое творческое образование он начал в художественных академиях Палермо и Неаполя, продолжил его во Флоренции. Еще в 18-летнем возрасте Этторе создал статую Рафаэля, которой восхищались знатоки.

В конце концов, он стал признанным художником, членом Высшей комиссии в делах искусств Италии. Его ценили как блестящего портретиста, который увековечил в бюстах многих выдающихся современников. Произведения Ксименеса демонстрировались в парижском Салоне, на выставках в Риме, Флоренции, Неаполе, Венеции, Болонье и других городах. Итальянское правительство почтило его командорской степенью ордена Короны, французское – званием кавалера ордена Почетного Легиона.

Кстати, талантливым скульптором был и отец Этторе Ксименеса - Антонио Ксименес (1826–1896). Обычным явлением считается, если сын продолжает творческий путь отца. Но в данном случае все вышло, по сути, наоборот. Хотя Ксименес-старший и проявлял когда-то способности художника-графика, он с молодых лет посвятил себя борьбе за свободу и объединение Италии, выступил в первых рядах патриотичного движения, был офицером народной милиции. Посетив как-то своего сына в художественной академии, Антонио Ксименес сам заинтересовался искусством скульптуры и быстро овладел им. Статуи, выполненные ним, со временем вошли в собрания нескольких итальянских музеев.

 

Фото 1. Памятник Джузеппе Гарибальди в Милане (скульптор Э. Ксименес, 1895). Фото с «Википедии»

Что же касается Ксименеса-сына, то его наследие не исчерпывалось камерной скульптурой. Еще большую известность он обрел как создатель монументов. Все они, конечно, несут отпечаток своего времени, когда была мода на экспрессивные, в значительной мере эклектичные памятники. Так, Этторе Ксименес создал несколько скульптурных фигур Джузеппе Гарибальди: в Милане, в родном Палермо, даже в далеком Нью-Йорке.

В Риме он украсил изображением конной группы – квадриги – здание Дворца юстиции, принял участие в сооружении исполинской монументальной композиции в честь короля Виктора-Эммануила ІІ. Ксименес был автором памятников разным историческим деятелям еще во многих городах Италии, внес он свой вклад и в создание художественных надгробий.

Фото 2. Памятник Александру II  в Киеве (скульптор Э. Ксименес, 1911). С открытки 1910-х гг

Столь популярного мастера рады были пригласить и в Киев. Ничего нет удивительного в том, что итальянец принял участие в конкурсе проектов памятника «царю-освободителю» Александру II для нашего города.

Для этого монумента киевляне отвели место на одной из центральных площадей – Царской (теперь Европейской), хотя поначалу собирались установить его перед Михайловским монастырем. Пришлось, правда, перенести с Царской  площади на другое место часовню, стоявшую здесь уже свыше 30 лет. Впрочем, ее и так собирались удалить, поскольку она мешала трамвайному движению.

Несколько лет шел сбор средств на памятник. Свою лепту внесли представители разных слоев населения – от простых крестьян до магнатов-сахарозаводчиков. Крупную сумму – 45 тысяч рублей – выделил из своего бюджета город, как раз в то время переживавший экономический подъем. В общей сложности памятник обошелся в шестизначную сумму. Автора его решили определить посредством представительного международного конкурса. Победителем его и стал Ксименес, предложивший свой вариант под девизом «Kieff».

Хотя имеются сведения, вселяющие известный скептицизм в отношении итогов этого конкурса. Известный ваятель Наум Аронсон в своих воспоминаниях сообщил, что первоначально именно ему поручили составить проект памятника Александру II, причем его эскизы понравились заказчикам – членам комитета по сооружению монумента.

«Я получил официальный заказ, – писал Аронсон, – подтвержденный просьбой сделать макет». Условились и о сумме гонорара. Но день спустя один из заказчиков, встретившись с Аронсоном, задал «лобовой» вопрос: «Скажите, а сколько будет нам?» Не привыкший к понятию «откат» Аронсон принял это за шутку. А между тем с ним вовсе не шутили. Когда к условленному времени скульптор сделал макет и привез его в Киев, для него стало полной неожиданностью объявление конкурса, принесшего успех Ксименесу. И еще более неожиданным оказалось то, что в проекте-победителе Аронсон, если верить его свидетельству, узнал мотивы собственного варианта композиции. Ему оставалось лишь съязвить по адресу итальянца: «Этот художник знал, сколько будет им».

 

Фото 3. Открытие памятника Столыпину

Как бы там ни было, в декабре 1910 года с Ксименесом было заключено официальное соглашение, а в феврале 1911-го – как раз в полувековой юбилей освобождения крестьян от крепостничества – состоялась закладка памятника «царю-освободителю».

В августе киевский городской архитектор Ипполит Николаев закончил устройства гранитного основания монумента. Тем временем из Италии начали прибывать бронзовые скульптурные детали, которые выполнял Ксименес. Монтаж всех фрагментов памятника успели завершить до 30 августа 1911 года. Именно в этот день монумент был торжественно открыт.

Церемонию приурочили к приезду в Киев царя Николая ІІ в сопровождении семьи и высших членов правительства. Все они присутствовали на открытии. Это событие осталось запечатленным в кинохронике.

Монумент стоял рядом со зданием Купеческого собрания (теперь Национальная филармония). Его композиция состояла из трех частей, объединенных гранитной стеной. Центральную часть завершала фигура Александра ІІ в полный рост. Самодержец в мундире и мантии стоял, опираясь на трон. Подножие его статуи украшала группа из нескольких фигур, которые символизировали народы Российской империи. Они окружали женщину в одежде боярыни – символ России. Один из персонажей даже преклонил перед нею колено. Считалось, что в этой угодливой позе изображен малоросс. На постаменте имелась надпись: «Царю Освободителю благодарный Юго-Западный край. 1911 г.» По обе стороны центральной части стояли отдельные скульптурные группы – «Милосердие» и «Правосудие». На стене было помещено барельефное изображение античного праздника.

Минуло всего лишь два дня после освящения этого памятника – и всю империю всколыхнула весть о том, что в Киевской опере выстрелами террориста-провокатора был смертельно ранен премьер-министр России Петр Столыпин.

Фото 4. Памятник П. А. Столыпину и фигура «Мощь». С открытки 1910-х гг.

 

Этот видный государственный деятель, инициатор известной аграрной реформы и приверженец жесткого противодействия революционным волнениям, очевидно, стоял на пути кое-каких персон из императорского окружения: ведь охранка, обязанная обеспечить безопасность первых лиц государства, бездарно прохлопала покушение.

Смертельно раненный премьер прожил лишь несколько дней. Его похоронили в Киево-Печерской лавре. Немедленно посыпались пожертвования для будущего увековечения его памяти в монументе. Снова был объявлен конкурс проектов. Его условия имели одну особенность: к участию не допускали лиц иудейского исповедания (поскольку убийцей премьера был еврей Дмитрий Богров). Среди поданных работ были довольно-таки замысловатые варианты. Вот газетное описание одного из них: «Пьедестал этого памятника изображает колокол, на вершине которого изображена следующая аллегорическая группа: на скачущем коне помещена прекрасная женщина в короне и с другими атрибутами царской власти (Самодержавная Россия); коня за поводья ведет П. А. Столыпин. В это время к нему незаметно подкралась змея (революция) и нанесла ему смертельную рану в сердце, пытаясь захватить поводья лошади у теряющего силы от смертельной раны П. А. Столыпина. Но появляющийся в это время ангел отстраняет змею. У подножия памятника находится другая фигура П. А. Столыпина с поднятой вверх правой рукой, как бы во время произнесения речи. Под фигурой помещены слова: «Не запугаете»».

 Но, в конечном счете, победителем снова оказался опытный итальянец Этторе Ксименес. Его проект был несколько скромнее.

Скульптурная фигура изображала государственного деятеля стоя, словно при выступлении в Государственной Думе. В правой руке он держал листки с текстом речи. Со всех четырех сторон постамента из светлого гранита имелись надписи. Текст на лицевой стороне гласил: «Петру Аркадьевичу Столыпину русские люди». С тыла: «Родился 2 апр. 1862 г. в Москве. Жизнь посвятил служению Родине. Пал от руки убийцы 1–5 сент. 1911 г. в Киеве». Со стороны левой руки премьера помещалась фраза из его выступления, брошенная в сторону оппонентов из Думы: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С этой же стороны находилась бронзовая фигура древнерусского воина в шлеме и кольчуге – воплощение «Мощи».

 

С противоположной стороны была надпись: «Твердо верю, что затеплившийся на западе России свет русской национальной идеи не погаснет и вскоре озарит всю Россию». Это текст телеграммы, которую Петр Аркадьевич в марте 1911 года направил в Киев собранию русских националистов. Фигура опечаленной женщины в русской одежде под этой надписью символизировала «Скорбь». Место для памятника отвели перед зданием Городской думы на Думской площади (нынешний Майдан Независимости). В качестве архитектора монумента вновь выступил Ипполит Николаев.

Памятник Столыпину открыли 6 сентября 1913 года в присутствия его вдовы Ольги Борисовны Столыпиной, премьер-министра Владимира Коковцева, спикера Государственной Думы Михаила Родзянко.

С этого дня в течение нескольких лет бронзовый премьер стоял лицом к Крещатику, занимая едва ли не самое приметное место в городе.

...Едва ли Этторе Ксименес знал русскую пословицу «Бог троицу любит», но у него появилось твердое намерение украсить наш город еще и третьим монументом. В начале 1914 года был объявлен конкурс проектов грандиозного памятника царю Александру ІІІ в Киеве. Через некоторое время до киевского городского головы добралось из Рима сообщение о том, что Ксименес уже подготовил свой проект.

 

Фото 5. Памятник П. А. Столыпину и фигура «Скорбь». С открытки 1910-х гг.

Да вот только случилось это в октябре 1914-го. К тому времени Европу уже охватило пламя мировой войны, а Италия принадлежала к лагерю противников России. Ясно, что дальше проекта дело не пошло, да и сам замысел памятника остался неисполненным.

Впрочем, Ксименес не остался без работы. Его мастерство оказалось востребованным по другую сторону Атлантики. В течение нескольких лет он работал в Сан-Паулу (Бразилия) над монументом Независимости. «Отметился» скульптор и в Аргентине: в Буэнос-Айресе по проекту Этторе Ксименеса были возведены три монумента – в частности, конный памятник генералу Мануэлю Бельграно, который своей напряженной динамичностью отчасти напоминает киевское изваяние Богдана Хмельницкого. Наконец, в Нью-Йорке и в Вашингтоне были установлены скульптуры гениального итальянского поэта Данте Алигьери работы Ксименеса.

Скончался выдающийся ваятель 20 декабря 1926 года в Риме. Кроме многочисленных скульптурных работ, он оставил свой след в живописи, графике, книжной иллюстрации...

Между тем в Киеве его наследие постигла незавидная участь. Когда Российскую империю потрясли революционные события, произведениям Ксименеса был вынесен смертный приговор. Уже в марте 1917 года, вскоре после свержения монархии, сбросили с пьедестала статую убежденного монархиста Столыпина. Это действо провели не менее помпезно и с не меньшим стечением народа, нежели открытие памятника.

Над статуей премьера соорудили конструкцию, напоминающую виселицу. В этом, очевидно, проявился намек на репутацию «вешателя», которую приобрел Столыпин своей борьбой против революционеров.

На шею Столыпину набросили петлю, ноги охватили канатами – и за считанные минуты бронзовая фигура была повержена.

Шустрые издатели тут же «подсуетились». «Фотошопа» тогда, понятное дело, не знали, но и с помощью обычной ретуши с нового тиража открыток, изображавших Думскую площадь, удалили изваяние Столыпина. Остался только пьедестал.

Еще спустя два года большевистские комиссары потребовали ликвидировать в Киеве монументы «царей и их слуг». В отношении Александра II это распоряжение было выполнено к октябрьским праздникам 1920-го.

Бронзовые фигуры угодили в металлолом. Остатки памятника Столыпину, к примеру, долго еще валялись во дворе завода «Арсенал», пока их не утилизировали.

Между тем на центральных площадях появились новые обитатели. Так, на месте Столыпина был сооружен на кубистическом пьедестале поясной монумент Карла Маркса. Но и его в дальнейшем убрали.

А вместо «освободителя» Александра на его постаменте некоторое время торчал деревянный красноармеец с ружьем.

 
Фото 6.Фигура красноармейца на площади III Интернационала (Европейской). Фото 1920-х гг.   Фото 7. Скульптура И. В. Сталина на пл. Сталина. Фото 1930-х гг.

Потом разобрали и пьедестал. Площадь, получившую имя III Интернационала, затем переименовали в честь товарища Сталина. Соответственно перед лестницей, которая вела мимо памятника царю в прилегающий сад, поставили статую «отца народов».

В свое время пришлось расстаться и с этим изображением. И уже в недавнее время этот уголок Европейской площади перепланировали, совсем изменив расположение ступеней...

В Киеве уже не в новинку стало воссоздание строений и монументов, уничтоженных революционной властью. Однако судьба памятника княгине Ольге едва ли повторится в скульптурных произведениях итальянского мастера. Не видно предпосылок к повторному монументальному возвеличиванию в столице Украины Александра ІІ, чьим указом был официально запрещен украинский язык, или Петра Столыпина – твердого приверженца «единой неделимой России». Таким образом, эти монументы остались в нашей памяти только как страницы исторического прошлого Киева. Но, согласимся, – довольно интересные и выразительные страницы.