Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Железнодорожный мост. Киев. Начало ХХ в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Железнодорожный мост. Киев. Начало ХХ в.
Четверг, 24 Августа 2017

Достопримечательности > Киевский инженер Николай Максимович

Киевская гавань


Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, исследователь киевской старины.
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Проектированием и строительством большинства зданий в старом Киеве занимались воспитанники двух специализированных высших учебных заведений, располагавшихся в столице империи: Императорской Академии художеств и Петербургского института гражданских инженеров. Но по тогдашнему законодательству право на проведение строительных работ имели и инженеры других квалификаций. Их наследие в Киеве также достаточно убедительно. В частности, яркую память по себе оставил в нашем городе инженер путей сообщения Николай Максимович.

Николай Масимович
Вторая гимназия.
Фото второй половины XIX в.

Родился Николай Иванович Максимович в Киеве в марте 1855 года. Он принадлежал к интеллигентной семье. Его отец, Иоанн Петрович Максимович, был профессором Киевской духовной академии, где читал курс Ветхого Завета и древнееврейского языка. Он также подготовил «Паломник киевский или Путеводитель по монастырям и церквам киевским для богомольцев, посещающих святыню Киева» – ценное пособие для паломников, выдержавшее несколько переизданий. Максимовичи были потомками старинного украинского рода, чтили национальные традиции. Еще с детства Николай понимал народный язык, в юношеские годы не раз участвовал в любительских украинских спектаклях, даже пел в хоре, руководимом великим композитором Николаем Лысенко.

Николай Максимович окончил Вторую киевскую гимназию (ныне бульвар Тараса Шевченко, 18).

После этого он поступил в столичный Институт инженеров путей сообщения. Получив в 1878-м диплом инженера, молодой специалист сразу же вернулся в родной город. Его первым испытанием стала должность младшего прораба в местном округе путей сообщения. С тех пор на четверть века Николай Максимович связал свою судьбу с работами по усовершенствованию русла Днепра. Одаренность и трудолюбие инженера способствовали уверенному продвижению по служебной лестнице: впоследствии он стал старшим прорабом, инспектором судоходства, начальником работ.

В то же время Николай Иванович испробовал себя как архитектор-строитель. Как только он прибыл в Киев, его сестра Антонина Малышевская поручила ему возведение жилого здания на ее участке, на углу современных улиц Терещенковской, 25 и Льва Толстого. Дебют можно признать вполне удачным: двухэтажное (отчасти трехэтажное) здание, красиво оформленное узором кирпичной кладки, органично вошло в канву окружающей застройки. Правда, в конце XIX века оно было надстроено одним этажом по проекту инженера Льва Городецкого, но это не испортило общего вида здания. 

Дом на ул. Терещенковской, 25
Школа-приют с церковью Св. Павла.
Изображение 1890-х гг.
Бывшая школа-приют для слепых в современном виде
(ул. Институтская, 29)

В 1882–1883 годах молодой инженер Максимович принял участие в осуществлении выдающегося благотворительного проекта: устройства по инициативе местного отделения Мариинского попечительства о слепых специального приюта со школой для незрячих детей. На средства филантропов Николай Иванович построил двухэтажное здание на углу улицы Институтской и Крепостного переулка. Кроме жилых помещений и учебных комнат, здесь на втором этаже расположилась домовая церковь Св. Павла.

Бескорыстная работа строителя была достойно отмечена. В марте 1884 года Максимович получил свой первый орден – крестик Св. Станислава III степени. Впоследствии ему пришлось еще раз послужить доброму делу: в 1890-х годах произошло расширение школы-приюта с надстройкой мезонина. И снова, в апреле 1895-го, Николай Иванович Максимович получил орден «по засвидетельствовании Киевского отделения попечительства о слепых о полезной и безукоризненной деятельности его в качестве члена Совета и значительные безвозмездные труды при производстве построек при Киевском училище слепых» – на сей раз «Станислава на шею» (II степени). Возведенное им строение сохранилось до сих пор. В советское время над ним надстроили четвертый этаж, церковь ликвидировали...

Сестра инженера Антонина снова «побеспокоила» брата в 1886-м. Непосредственно перед этим она получила подарок от матери – Марфы Васильевны Максимович, которой принадлежала усадьба в Гимназическом переулке с небольшим домом (теперь здание по ул. Леонтовича, 6). Незастроенную часть своего участка мать отдала дочери. Антонина Ивановна заказала технику Андрею Крауссу проект двухэтажного особняка в классическом стиле (сейчас – ул. Леонтовича, 4), а ее брат стал ответственным исполнителем строительных работ.

В особняке предусматривались жилые и служебные помещения, со стороны двора – терраса для отдыха. В 1935-м здание было надстроено третьим этажом, в 1990-е годы – четвертым, но его архитектурный облик все же остался достаточно выразительным.

Можно отметить также историческую ценность дома. В последние годы своей жизни в нем жил муж Антонины Ивановны – Иван Игнатьевич Малышевский (1828-1897), выдающийся ученый, профессор Киевской духовной академии по курсу русской церковной истории. Он опубликовал ряд исследований в журналах «Труды Киевской духовной академии», «Киевские епархиальные ведомости», издал несколько отдельных книг – в частности, популярное жизнеописание святого князя Владимира. Профессор Малышевский в немалой степени способствовал успешному завершению строительства Владимирского собора, был его первым старостой и даже умер, по семейному преданию, вследствие простуды, которую подхватил в соборе.

Проект особняка А. Малышевской
по Гимназическому переулку (А. Краусс, 1886)
Дом на ул. Леонтовича, 4

Заботясь о сестре, Николай Иванович не забыл и о себе. В 1888 году он выстроил по своему же проекту собственный двухэтажный дом по нынешней улице Богдана Хмельницкого, 46. Пластичное оформление асимметричного фасада выдавало хороший вкус. Позднейшие владельцы застроили усадьбу массивными флигелями, но лицевое здание осталось практически в первозданном виде (теперь его превратили в офисное помещение). Здесь инженер Николай Максимович вместе с женой Марией – дочерью известного предпринимателя и биржевика Николая Хрякова – проживал в самый плодотворный период своей киевской деятельности. Теперь это здание признано памятником истории.

Дом на ул. Б. Хмельницкого, 46

Кульминацией его деятельности оказалось проектирование и сооружение громадной гавани в Оболонском заливе. Проектно-изыскательские работы велись в 1895–1897 годах, строительство продолжалось до 1899-го. Дно старого заиленного залива существенно углубили, берега были подсыпаны и укреплены. Это было выдающееся событие: ведь город, переживая экономический подъем, буквально задыхался без достойного речного порта.

Длина новой гавани достигла почти двух километров. Ее торжественно наименовали в честь императора Николая II, даже отметили путь к ней особым обелиском в перспективе Спасской улицы (не сохранился).

Строительство велось на городские средства под руководством соответствующей комиссии, возглавляемой Василием Проценко. Надо отметить, что в сооружении гавани, как и во многих других проектах подобного масштаба, не обошлось без злоупотреблений со стороны отдельных «отцов города», и это потом вызвало многочисленные критические выступления. Но Максимович как проектировщик остался на высоте. Его гавань, реконструированная в советское время, до сих пор остается важной составной частью Киевского речного порта.

Проект обелиска
в честь постройки гавани. 1900 г.
Киевская гавань Одно из исследований
Н. И. Максимовича по Днепру

Практической работе в гавани предшествовали тщательные обследования и исследования, которые также проводил Николай Максимович. Он всесторонне изучил водный режим Днепра и его притоков.

Результаты исследований были отражены в многочисленных публикациях. Главная из них – двухтомное иллюстрированное издание «Днепр и его бассейн» (Киев, 1901 г.).

Достижения Максимовича в гидрологии получили, без преувеличения, мировое признание. В 1894 году он сделал на Международном судоходном конгрессе в Гааге доклад на французском языке о своих наблюдениях. В 1900-м на Всемирной выставке в Париже были показаны его материалы касательно режима Днепра возле Киева, и за эту экспозицию киевский инженер Максимович получил от жюри выставки золотую медаль.

Киевский политехнический институт.
Главный корпус. С открытки начала ХХ в.
Киевский институт народного хозяйства.
С открытки 1920-х гг.

Умение изложить свои мысли и новые идеи на бумаге сочеталось у Максимовича с педагогическим талантом. В 1899 году совет Киевского политехнического института пригласил его преподавать курс внутренних водных сообщений, через год он был утвержден исполняющим обязанности профессора КПИ по кафедре строительного искусства. 

Помимо важных служебных обязанностей, Николай Иванович находил время для своего любимого увлечения, также связанного с Днепром. Он принял активное участие в создании яхт-клуба на Трухановом острове, основанного в 1887 году. Впоследствии киевские яхтсмены признали инженера Максимовича своим командором. Яхт-клуб, по словам Николая Ивановича, «положил начало правильной конструкции прогулочных гребных и парусных шлюпок и гоночных судов на Днепре». Он располагал причалом, мастерскими, парком, несколькими зданиями (одно из которых в 1895-м подарил клубу новоизбранный командор Максимович).

Николай Максимович жил в Киеве до 1902 года. Но затем ему пришлось оставить наш город, поскольку он получил назначение на высокие должности – сначала начальника Варшавского округа путей сообщения, позже члена инженерного совета и управляющего внутренними водными путями в Центральном управлении Министерства путей сообщения. На этих постах он неизменно отстаивал важность водных путей для экономики страны, добивался кредитов для их усовершенствования и развития.

Лишь в 1919 году Максимович снова вернулся в Киев. Поселился Николай Иванович в бывшем доме его матери на Леонтовича, 6. Конечно, неутомимый инженер не мог существовать без творческого труда, поэтому его опытом и знаниями пользовались различные советские хозяйственные структуры. Украинская Академия наук избрала Максимовича председателем гидрологической секции. Одновременно он возобновил преподавание в КПИ, а с 1922 года был также профессором Киевского института народного хозяйства (КИНХ). Профессор Максимович продолжал публиковать научные труды по гидротехнике, общее число которых превысило 50. 

Гавань киевского яхт-клуба. С открытки начала ХХ в.

В любой своей деятельности ученый оставался добросовестным специалистом, настоящим профессионалом. Это иногда было трудно совместить с системой кампанейщины, присущей советскому строю. В частности, Николай Максимович неожиданно воспротивился немедленной «украинизации» учебных заведений, которую кое-где проводили в 1920-х годах чисто формально, не заботясь о глубинном содержании. В своем письме в канцелярию КИНХ профессор отметил: «Я с детства хорошо владею народным разговорным украинским языком... но научной и технической терминологии по-украински не знаю, ибо таковой нет и ее нужно еще сочинить. Это обстоятельство затрудняет возможность изложения лекций на украинском языке». Такую позицию обусловила не враждебность к украинству (абсурдное предположение относительно человека, который увлекался украинской культурой в годы официальных гонений на нее), а исключительная ответственность за качественное выполнение порученного дела.

Умер Николай Иванович Максимович в марте 1928 года, не дожив нескольких недель до 50-летнего юбилея своей плодотворной инженерно-научной и строительной деятельности. В некрологе его назвали «одним из старейших и наиболее уважаемых киевских инженеров-гидротехников».

Апрель 2011.