Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Центральная площадь Житомира названа в честь гениального авиаконструктора академика С.П.Королева
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Центральная площадь Житомира названа в честь гениального авиаконструктора академика С.П.Королева
Четверг, 17 Августа 2017

Достопримечательности > Китаево: легенды и быль «Киевского Афона»

Китаевская пустынь

Андрей КЛИНСКИЙ, журналист
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Что бы вы сказали, если бы вдруг стало известно, что монах-отшельник, к которому вы ходили за советом и исповедью, оказался… женщиной? Ну, наверное, по крайне мере удивились. А если бы узнали, что подземные пещеры, где жили монахи на киевской земле, есть не только в Киеве-Печерской лавре? А если бы вас спросили, где растет самый древний дуб в столице Украины? Но не буду больше интриговать читателя. А скажу, что все эти вопросы связаны с одним из удивительнейших и живописнейших уголков южного Киева — Китаево, или Китаевской пустынью, где находится Свято-Троицкий монастырь, один из главных праздников для которого — День Святой Троицы.

Духовный форпост

Через старинные ворота, рядом с которыми расположилась церковная лавка, вхожу на утопающую в зелени территорию монастыря. Честно говоря, даже дух захватывает от ощущения, что прикасаешься к истории Украины, истории православия. Скажу сразу, что для православных паломников, Киев — особое место. Чтобы поклониться всем его святыням, помолиться возле них, потребуется не одна неделя. Китаево — не исключение. Поэтому во внушительном списке «необходимых к посещению» киевских святынь непременно присутствует и Китаевская пустынь — с могилами блаженного Феофила и старицы Досифеи, с памятью о преподобном Серафиме, именно отсюда отправившемся в Саров и ставшим Серафимом Саровским.

Рядом с главным храмом монастыря — Свято-Троицким — растет самый старый в Киеве дуб. Ему более трехсот лет. И обхватить его ствол, пожалуй, с трудом могут лишь три взрослых человека. Вот такая реликвия, подаренная природой.

А вообще, надо отметить, природа здесь просто замечательная. Монастырь расположен в окруженном лесистыми приднепровскими холмами урочище, на омываемом с юго-востока озерами полуострове. Вместе с храмами, пещерами, иконами эти живописные места создают тот неповторимый возвышенный дух, который, видимо, и способствует возрождению духовности. А ее-то, к сожалению, так не хватает нашему уж слишком прагматичному и потребительскому обществу.

Сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Китаевская пустынь — это место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, и жители, паломники и гости монастыря, фактически ходят по местам исторических захоронений. Ввиду удаленности от города, пещеры Китаевской горы сохранили свой древний облик почти без изменений.

Монастырские богослужения проходят в главном Свято-Троицком храме и храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря — частицы мощей святых апостолов и других святых, мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого. В Свято-Троицком храме находится список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери, другое название ее — «Закланная» (о ней поговорим чуть позже). А у северной стены Свято-Троицкого храма, почивают мощи преподобной Досифеи. В 1996 г. решением Синода УПЦ обитель получила статус монастыря. Наместником обители назначен архимандрит Прохор (Костюченко). В настоящее время Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь — известное место паломничества православного мира.

Несмотря на трудности, связанные с восстановлением храмов, жилых и хозяйственных помещений, братия заботится, прежде всего, о духовном возрождении обители. Китаевская пустынь известна сегодня многим мирянам как лечебница духовных недугов, место, где человек вновь обретает благодать и душевный покой.

«Откуда есть пошла…»

Хотя официально история Китаевской пустыни начинается лишь в начале XVIII века, своими корнями она уходит в глубину веков — ко временам князя Андрея Боголюбского. Хотя, если верить ученым, первые здешние поселения предположительно образовались в III-I тыс. до н.э., в эпоху меди-бронзы и раннего железного века. В VIII-IХ вв. нашей эры у подножья Китай-горы возникает славянское поселение-посад. Десятым веком датируется появление Китаевского городища.

А откуда же вообще пошло это название? И какое отношение имеет к Поднебесной? Да, в принципе, совершенно никакого. Хотя по поводу его происхождения исследователи спорят до сих пор. По одной версии, оно произошло от тюркского слова «китай», означающего «крепость». И это похоже на правду. Действительно Китаево предстает древнейшим военным форпостом языческих славян, располагавшимся на подступах к будущему Киеву.

По другой версии — название произошло от древнерусского «кит» (то есть длинная жердь, которыми обносили в древности крепости). Наконец, по третьей, — то ли от прозвища, то ли от языческого имени князя Андрея Боголюбского, чей терем, как считают, стоял на вершине Китай-горы. Его имя появляется в княжеской грамоте 1159 года. Предполагается, что около этого времени в Китаеве и вырос первый отшельнический скит, где оседали монахи из Киево-Печерской обители.

Археологические изыскания привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. Многие историки (начиная с первого ректора Киевского университета М.А. Максимовича) считают, что здесь был древнерусский город-крепость Пересечин (Пересечна). Этот город, расположенный южнее Киева, дважды упомянут в летописи. А увлеченный красотой и тайнами урочища член Киевского общества охраны памятников известный археолог А.Д.Эртель, связывает городище в Китаево с Киевом, употребляя в летописи слово «Куява». Эртель уверенно выдвигает гипотезу о происхождении Киева именно с этого места, а в дальнейшем и преобразовании самого названия местности Китаев в Киев.

Потом было многое — разорение Киева и его окрестностей ордой хана Батыя, перенесение центра Руси на северо-восток. В начале XVIII в. в Китаево был основан Лаврский скит. В 1716 г. киевским генерал-губернатором князем Дмитрием Голицыным в пустыни сооружена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и при ней деревянная трапезная. Через много лет на ее месте поднялся величественный каменный Свято-Троицкий храм. И уже в середине XVIII века Китаевская пустынь приобретает славу «Киевского Афона», становится местом паломничества.

ХІХ век стал «золотым» не только для архитектуры, музыки и литературы. Это время расцвета и Китаевской пустыни. Богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но и заниматься торговлей. 6 августа 1853 г. указом митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) Китаевская пустынь переименована в Свято-Троицкую. В том же году Троицкий храм был перестроен (стал пятиглавым) и расписан.

ХХ-й век Китаевская пустынь встретила с оптимизмом и, прямо скажем, в цветущем состоянии. В ней даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. У иноков существовала традиция — в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось очень много людей. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В советские времена, в частности в 30-е годы ХХ века, Свято-Троицкий монастырь был закрыт, а возрождение обители началось только в 1990 году. Тогда состоялось первое богослужение в Серафимовском храме. В 1993 году были канонизированы преподобные Досифея и Феофил и в возрождаемую обитель пришел скитоначальник Феофил (Россоха), ставший восстановителем знаментой пустыни. В Свято-Троицком храме был открыт приход. В конце 90-х годов ХХ века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня. Современный Свято-Троицкий монастырь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Кроме главного храма, — Свято-Троицкой церкви — здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная.

Славные подвижники

Прежде, чем войти в главный храм ваш покорный слуга, как и тысячи людей до меня, как и тысячи сделают это после, остановился возле расположенных рядом могил прославивших Китаевскую пустынь святых подвижников. Особый интерес, конечно же, вызывает удивительнейшая судьба инока Досифея, чье последнее пристанище находится прямо под стенами храма. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!

А история ее сколь поразительна, столь и поучительна. Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского. Бабушка Дарьи ушла под старость в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией. Когда Даше было два года, родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой. Пятилетняя Дарья строго соблюдала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.

Дарье было девять, когда ее вернули в родительский дом. Все там было чужим и ненужным. Жизнь в миру казалась мелкой и суетной. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.

По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям. Дарья коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд и превратилась в худенького крестьянского мальчика, направившегося в толпе паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Никто не узнал, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, выполнять как послушание мужскую работу…

Затем в поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевской пустыни, мхом и корнями. Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки посещали этого великого утешителя. Но никто из паломников не видел его лица.

Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарьи. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо.

Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей.

За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Следующим утром послушник напрасно стучал в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился. В левой руке была зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению». Завещание старца исполнили в точности. С благоговением иноки погребли тело в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.

А спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь и очень расстроилась, не застав старца в живых. Она попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так, стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей — преподобной Досифеей.

Главный храм

Великолепный архитектурный ансамбль монастыря в общих чертах сложился в ХІХ веке вокруг Троицкой церкви. Войдем в этот храм перед богослужением. У нас будет время хорошо его рассмотреть и увидеть, как он красив и величественен. Церковь в своей основе — крестокупольная в плане, с четырьмя столпами, делящими его пространство на три продольных нефа практически одинаковой ширины. Ксати, еще в 1900 году в храме поместили четыре голландские печи, сделав его теплым. Советская эпоха нанесла храму страшные раны. Деревянный барочный иконостас реквизировали, и следы его затерялись. Во время оборонительных боев под Киевом в августе 1941 года были повреждена крыша и купола — последние «по недосмотру» окончательно обрушились в середине 1950-х годов. В разрушенном состоянии церковь стояла 15 лет — на месте куполов росли деревья, а внутри была свалка.

Снаружи храм отреставрировали к 1982 году, когда отмечался юбилей Киева. Интерьер храма стали приводить в порядок в конце 1980-х годов. Первое после десятилетий запустения богослужение состоялось на Крещение 1991 года — храм тогда был открыт в качестве приходской церкви. И лишь в самом конце 2009 года Троицкий храм «вернулся» в монастырь — 27 декабря митрополит Киевский и всея Украины Владимир заново освятил его престол.

В церкви очень много икон. Но, пожалуй, самая знаменитая — «список» с чудотворной «Закланной» иконы Пресвятой Богородицы. По преданию, «Закланная» икона Божией Матери прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба. Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все то не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!» Гнев настолько помутил его рассудок, что он схватил нож, которым очищал перед тем воск от паникадил и насквозь пронзил икону, писаную на холсте. Из раны, нанесенной образу Богородицы, полилась кровь, а сам лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, преступник затрепетал и в неизъяснимом ужасе упал перед иконой навзничь. Скоро все узнали в монастыре о случившемся. Пришли в церковь игумен и братия и с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Убийцу же нашли у иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему, набожный игумен на следующий день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его, однако, исцеление не приходило.

Три года вся братия молилась о помиловании грешника. Когда пришло время, Пресвятая Богородица в сонном видении явилась игумену и объявила, что ради их молитв и ходатайства, Она прощает преступника и дарует ему исцеление. «Впрочем», — прибавила Она — «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово». Утром помешанный действительно образумился и пришел в себя, прозрел глазами и совершенно освободился от паралича. Долго и горько рыдал он о своем безумном поступке, называя себя убийцей. В стасидии перед пронзенною им иконою, он провел остаток своей жизни, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Споручница грешных не оставила его без утешения. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, однако сказала, что дерзкая рука его должна испытать грозный суд на втором пришествии Христовом. Когда спустя три года после погребения диакона тело его, по афонскому обычаю, открыли, то братии представилась следующая картина: все кости были выбелены временем, а рука, поднявшая нож на лик Пресвятой Девы, осталась без истления и почернела. Братья поняли, что исполнились слова Богоматери, и взяли черную нетленную руку экклесиарха в память об удивительном событии для назидания.

Кстати, как мне рассказали в монастыре, икона не раз помогала и монахам Китаевской пустыни отстоять свою обитель.

Китаевские пещеры

Но не только этими удивительными историями славен монастырь. Я, например, был наслышан и о пещерном комплексе, где когда-то жили отшельники. Он находится к востоку от главного подворья. Чтобы дойти до него, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по сооруженной монахами в склоне горы лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена архимандритом Феодосием. Но в советские годы ее разрушили. Нынешнюю же возвели в 2000 году.

По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят до сих пор. Одни утверждают, что рукотворные пещеры в Китаевском урочище могли появиться в дохристианские времена, служа жильем и убежищем древним людям, и судить об их первоначальной планировке не представляется возможным. Некоторые исследователи связывают возникновение пещер с городищем и предполагают, что защитники цитадели могли использовать подземные лабиринты в качестве потайного выхода к посаду. Современные археологические находки в пещерах датируются XVIII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит в Китаево. Нас же с вами, думается, больше всего интересует не то, когда именно возникли в пустыни пещеры, а как они выглядят сейчас.

Так вот, еще в 1990 году для предотвращения обвала вход на главную (магистральную) улицу лабиринтов был несколько расширен и закреплен бетонными конструкциями — работы курировал тогда Музей истории Киева. Сотрудниками этого музея, Т.А.Бобровским и М.М.Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами — 1,7-1,9 метров, ширина — 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий — от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров — в ширину. В них, вдоль стен, имеются характерные выступы из той же лессовой породы грунта, в котором вырыты пещеры (лесс — горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник). Большей частью — это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники. В кельях так же устроены полукруглые неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

Словом, все очень любопытно. С другой стороны, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Что я и сделал. И вам советую. Честное слово, не пожалеете.

Июнь 2011

 

«Первое экскурсионное бюро» приглашает Вас
на экскурсию «Загадочное Китаево»