Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Ботанический сад и Выдубецкий монастырь 11 - 19 ст., р.Днепр. Киев, 2009г.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Ботанический сад и Выдубецкий монастырь 11 - 19 ст., р.Днепр. Киев, 2009г.
Воскресенье, 17 Декабря 2017

Достопримечательности > Колыбель украинского просвещения

Киево-Могилянская академия

Виктория НАЙДА, журналист
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Когда в не столь уж давние годы в обиходе появилась 500-гривневая купюра, изображения на ее лицевой и оборотной сторонах оказались посвящены Киево-Могилянской академии – старейшему учебному заведению Украины. На лицевой стороне – великий украинский философ Григорий Сковорода, один из самых известных выпускников академии. На обороте – силуэт Старого академического корпуса на Контрактовой площади в Киеве. Здания, в котором родилось, выстояло и преумножилось украинское просвещение.

Жизнь первая (1615-1817). Школа – коллегия – академия

Годы 1615-58. От «Гальшкиного дара» до статуса академического

Нынешний Староакадемический корпус – такой же бренд Киева и Украины, как Святая София и Печерская лавра, Одесский оперный театр и руины Херсонеса, улицы Львова и Ильинская церковь в Суботове. Некогда здесь учились выходцы из всех слоев украинского общества – отпрыски казацких и крестьянских семей, шляхты и духовенства, знатных княжеских родов и даже выходцы из иностранных земель. Все они получали в этих стенах образование по лучшим европейским образцам.

Академия была самым крупным православным учебным заведением Европы. Это было совсем не случайно: ее возникновение припало на время, когда в украинских городах активно формировались «братства» – организации, встающие на защиту православных веры и культуры. Это были сложные годы, начало XVII столетия, когда напряжение между католицизмом и православием на здешних территориях неуклонно приближалась к точке кипения, а православная вера становилась основой самоидентификации украинского народа.

Братский монастырь
Дом Гальшки Гулевичивны
Внутренний двор монастыря

Школа при Киевском братстве не случайно возникла именно на киевском Подоле: после монгольского нашествия в течение более 400 лет этот район был административным и торговым центром города. В начале XVII столетия каменных домов на Подоле фактически не было, ибо столь дорогой материал для строительства могли позволить только очень зажиточные люди. Одной из таких была уроженка Волыни Гальшка Гулевичивна – подлинная «мать» Академии.

Гальшка Гулевичивна

15 октября 1615 г. Гальшка дарит братству свой каменный дом и участок с садом под основание монастыря и школы для «народа православного». Так у Киевского братства появилась, в прямом смысле, крыша над головой и возможность организовать полноценный учебный процесс. Монастырь и школа шли с тех пор нераздельно. Но Братский монастырь был особенным, что видно даже из его названия. Он был как бы «пришкольным», способствовал заработку для учебного заведения и одновременно служил местом жительства многих преподавателей школы, ведь значительная часть из них имела монашеский сан.

В 1620 году легендарный гетман Петр Конашевич-Сагайдачный (1570-1622) вступил в Киевское братство «со всем войском Запорожским». После этого братство уже могло не опасаться, что будет распущено польским королем – слишком серьезной была казацкая «крыша». Через два года Сагайдачный скончался от ран, полученных в Хотинской битве. Великого радетеля и защитника православия торжественно похоронили в церкви Братского монастыря. К сожалению, его могила была уничтожена вместе с собором в 1935 г.

В 1632 году состоялось значимое событие – Братская школа объединилась с Лаврской, основанной еще в 1580-х годах. Так возник Киевский коллегиум (коллегия). Произошло это по инициативе киевского митрополита Петра Могилы, ставшего проректором объединенной школы. Родился единый научно-образовательный и духовный центр украинского образования, важный для всех православных владений Речи Посполитой и – шире – для всей православной Европы. С тех пор и закрепилось за киевской школой название «Могилянская».

Петр Могила (1596-1647) – вторая, после Сагайдачного, значимая персона в истории Академии. Уроженец Молдовы, из семьи тамошних правителей, он успел в молодые годы повоевать вместе с Сагайдачным при Хотине, а позже принял постриг и вскоре стал архимандритом Киево-Печерской лавры. В 1632 году его избирают митрополитом Киевским и Галицким, и с тех пор все свои силы Петр Могила использует для упрочения позиций православной веры на вверенных территориях. Новый энергичный иерарх прославился как археолог и просветитель, дипломат и администратор, благотворитель и политик, но паче всего – как творец Киевской коллегии.

Образцом для Лаврской школы были иезуитские коллегии, и Могила не скрывал, что создает школу по их подобию, дабы нанести латинянам «контрудар» их же «оружием». «Национальная по форме, европейская по содержанию» – так можно было бы выразиться о коллегии, основанной им. Здесь изучались все предметы, имевшиеся в университетах Европы, преподаватели и выпускники следили за достижениями и открытиями науки того времени. Естественно, были в «Могилянке» и свои особенности – курсы, посвященные догматике православного богословия, польский язык, история «земель Руських».

Петр Могила построил для «спудеев», как тогда именовали студентов, первое общежитие. Это здание сохранилось и ныне – под названием Трапезная. В своем завещании Могила отписал коллегии огромные дары – земельные угодья, семейную посуду, свыше 80 тысяч золотых, собственную библиотеку и даже... митрополичьи одежды и знаки епископской власти. Коллегию он считал главным своим детищем, хотя имел и другие огромные заслуги перед православием и Украиной.

В 1658 году, при гетмане Иване Выговском, Киевская коллегия обрела статус академии. Она стала первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания.

Годы 1658-1817. От колыбели учености к светскому вузу

Отгремела над Украиной кровавая Руина, и настала благодатная мазепинская пора… 22 года правления Ивана Мазепы (1687-1709) – период расцвета национальной культуры во всех ее аспектах. Образование не было исключением – мало того, внимание к нему со стороны правителя Гетманщины было приоритетным. Братский монастырь полностью реконструируется, заново строится главный Богоявленский собор.

Староакадемический корпус

Проект здания Староакадемического корпуса был разработан в 1690-х годах московским зодчим Осипом Старцевым. Он был автором Богоявленского собора, так что не трудно предположить, что спроектировал и соседнее учебное здание. Весь комплекс зданий монастыря и академии обошелся в 200 тысяч золотых (как пишет исследовательница истории Академии Зоя Хижняк, годовой бюджет всей Гетманщины, рассчитанный через 40 лет при гетмане Даниле Апостоле, составлял около 150 тысяч золотых). При таких вложениях новый учебный корпус был возведен менее чем за год. Это был 1704-й – до злосчастного переноса Северной войны на южные просторы Украины и Полтавского поражения оставалось пять лет…

При Мазепе Киевская академия пережила бум популярности. Она принимала всех, кто желал учиться – и в этом принципиально отличалась от западноевропейских университетов, где образование было доступно лишь зажиточным слоям. Ежегодно в ее стенах постигали науки до двух тысяч «спудеев». При таком количестве это не могли быть дети исключительно шляхетского сословия.

26 июня 1701 г. статус Киево-Могилянской школы как академии был подтвержден Петром Первым. На тот момент она была единственной академией на территории Московского царства, лишь через 20 лет названного империей.

Промелькнула середина столетия – пышная елизаветинская эпоха, с ее искренним интересом ко всему украинскому – и Академия вступила в более сложные времена. Период правления Екатерины Второй отмечен новым витком гонений на украинский дух и усилением насильственной централизации. Несмотря на это, Академия продержалась вплоть до 1817 года. К тому времени уже давно не было гетманства, окончательно разрушена Сечь, Киевская митрополия подчинена Москве, изданы новые указы о запрете украинского языка…

Академия в последние десятилетия своего существования старалась выйти на уровень университетов мирового уровня. В курс обучения вводились новые предметы, сугубо светского содержания. Но вместо логичного преобразования в университет российское самодержавие пошло на закрытие Академии. Правда, это был не разгром, а лишь переформатирование учебного заведения – на ее базе была создана Киевская Духовная академия. Это произошло в 1817 году.

"Могилянка" дала путевку в жизнь многим выдающимся людям


Жизнь вторая. 1817 – наши дни

Чему учили прадедов наших?

Учились здесь долго – полный курс продолжался 12 лет. Но студенты могли учиться в ней в любом возрасте и столько, сколько пожелают. В «Могилянке» царила атмосфера терпимости и демократичности – студентов не отчисляли за проявления неуспеваемости. В некоторых классах могли учиться по нескольку лет, так что подчас выходили из нее «спудеи» уже обремененные годами, часто потратив на обучение значительную часть жизни.

Академия делилась на восемь классов. Первые четыре именовались «фара», «инфимия», «грамматика» и «синтаксис». В них изучались церковнославянский, греческий, латинский и польский языки, а также арифметика, геометрия, нотное пение и катехизис. С 1738 г. начинает изучаться немецкий, а с 1753 – французский язык. С середины XVIII в. изучается русский язык (как иностранный, заметим), а также древнееврейский.

Особое место в учебном курсе занимали поэтика и риторика, которые вполне можно было применить к практическим вопросам. Умение складывать стихи могло пригодиться в сочинении посвящений влиятельным людям, и тем самым обрести высокое покровительство, сделав на этой основе духовную либо юридическую карьеру. Сочинением и чтением стихов можно было подзаработать и во время учебы: студентов с подвешенным языком приглашали на различные торжества, где кормили и поили, а иногда давали и денежное вознаграждение.

Птенцы «гнезда Могилянского»

Здешним студентам мы обязаны очень многим. Это, к примеру, профессиональный театр, закрепивший народную традицию и осмысливший ее с высоты «городского» образования. Впоследствии в Коллегиуме сформировалась собственная хоровая и композиторская школа, из числа самых славных учеников которой нужно назвать Дмитрия Бортнянского (1751-1825) и Максима Березовского (1745-1777). Студенческим хором руководил не менее известный композитор Артемий Ведель (1770-1808).

В Академии зародилась и украинская философская школа, высший расцвет которой связан с Григорием Сковородой (1722-94). Со второй половины XVIII в. в Академии все больше возрастает роль светских наук – появляются классы математические и инженерные, читаются астрономия и механика, биология и медицина. О последней следует сказать особо.

Стены Староакадемического корпуса взрастили значительное число медиков, среди которых основоположник акушерства, ботаники и физиотерапии Нестор Амбодик-Максимович; Иван Полетика, профессор Кельнской академии, главный врач Петербургского генерального госпиталя, Даниил Самойлович, который доказал возможность противочумной прививки, почетный член 12 зарубежных академий; основоположник русской анатомической школы – Павел Згурский и многие другие. Выпускником Академии был Петр Чайка, работавший впоследствии штаб-врачом в Вятке (Россия) – дед великого композитора Петра Чайковского.

Выпускниками академии написаны и замечательные труды по украинской истории. Казацкие летописцы Роман Ракушка-Романовский, Самийло Величко, Григорий Грабянка были выпускниками «Могилянки». Во второй половине XVIII века здесь учились историки нового поколения – Василий Рубан, Николай Бантыш-Каменский, Петр Симановский.

Воспитанниками Киево-Могилянской академии были будущие гетманы Иван Выговский, Петр Дорошенко, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Данило Апостол, Иван Скоропадский, Павел Полуботок. Среди иерархов – питомцев Академии – можно назвать Дмитрия (Туптало), митрополита Ростовского, Ивана (Максимовича), митрополита Тобольского, Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, Феодосия (Угличского), архиепископа Черниговского.

Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль и в развитии культуры и образования вначале Московского царства, а потом – Российской империи. После 1670-х годов в Киев зачастили за светом учения россияне, многие из которых в будущем участвовали в петровских имперских реформах. Вот некоторые имена – Порфирий Зеркальников, будущий петровский дипломат, Карион Истомин, автор первого русского иллюстрированного «Букваря», Конон Зотов, морской офицер и автор первой в России книги по кораблевождению, граф Борис Шереметев, видный военный деятель. Сюда приходили учиться многие будущие столпы российской науки – так, в 1734 году здесь недолго слушал курсы Михаил Ломоносов.

Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. Учились здесь и будущие государственные деятели Российской империи – граф П. Завадовский, князь Г. Потемкин-Таврический (тот самый!), канцлер А. Безбородко. Выпускники Киевской школы братья Лихуды основали в Москве в 1687 году Славяно-греко-латинскую академию. Питомцы «Могилянки» уже в XVIII столетии учреждали семинарии и учебные заведения почти в каждом из значимых российских городов. Вообще, с 1702 по 1762 годы только в Московской академии на преподавательской работе было 95 профессоров из Киева.

Здесь учились белорусы и молдаване, сербы и греки, румыны и боснийцы, черногорцы и болгары. Выпускники академии зачастую продолжали обучение в странах Европы – от Польши и Чехии до Франции и Швеции.

Годы 1817-1920. Столетие Духовной академии

В 1817 году в истории академических стен на Контрактовой площади начался новый период. Академия «сузилась» до формата богословского учебного заведения. Однако богатая культурно-образовательная традиция «Могилянки» делала Киевскую Духовную академию уникальной в империи. Она находилась под прямым покровительством киевских митрополитов. В первые десятилетия существования преобразованной Академии митрополичью кафедру в Киеве занимали два выдающихся иерарха – митрополит Евгений (Болховитинов, ректор в 1822-1837) и святитель Филарет (Амфитеатров, ректор в 1837-1858). Благодаря их покровительству Академия вновь приобрела славу одной из лучших высших духовных школ православного мира.

Духовная академия постоянно следила за мировыми тенденциями и отнюдь не являлась оплотом махрового консерватизма. Число преподаваемых предметов постоянно увеличивалось. В ней снова начали изучать польский язык, появились отдельные курсы гражданской и церковной истории, в 1843 году – основы педагогики. К концу 1840-х годов в Киевской Духовной Академии преподавалось 28 общеобязательных предметов.

В этот же период на территории академии начато новое строительство. В 1822-25 гг. по проекту архитектора Л. Шарлеманя строится новый академический корпус, в котором расположились не только учебные аудитории, но и квартиры профессоров и студенческое общежитие. В 1863-64 гг. корпус был перестроен в стиле позднего классицизма.

За первые полвека существования Духовной академии более шестидесяти ее воспитанников и преподавателей достигли епископского сана. Несколько выпускников стали известными иерархами других Поместных Церквей. Некоторые из выпускников и преподавателей Академии этого периода почитаются в лике святых. Это святители Иннокентий (Борисов), Мелетий (Леонтович), Феофан Затворник и др.

Во второй половине XIX столетия в Киевской духовной академии сформировалась школа церковных историков и богословов, основными преимуществами которых перед коллегами из других учебных заведений была возможность пользоваться библиотекой, накопленной еще в «старосветские» времена. В их числе нужно назвать С. Голубева (1848-1920), Н. Петрова (1840-1921), протоиерея Ф. Титова (1868-1935). В 1872 г. при Академии было основано Церковно-историческое и археологическое общество, открыт Церковно-археологический музей, ставший первым в Российской империи музеем такого типа. Значительную часть экспонатов музея составляли памятники украинского происхождения. В силу этого собрание Киевской Академии стало одним из важных факторов становления и развития украиноведения. Многолетним секретарем общества и смотрителем музея являлся упомянутый выше профессор Николай Петров.

С началом революционных событий 1917-20 годов Духовная Академия попыталась следовать за духом времени. Принятый в июле 1918 г., при гетмане Павел Скоропадском, новый устав утвердил создание в Академии ряда новых кафедр: истории Украины, украинского языка, украинской литературы, западнорусского права и истории Украинской Церкви. Но уже через полгода Гетманат пал, и Академию окончательно унес вихрь истории, вскоре изгнавший с Контрактовой площади дух старого академического знания. В 1920 г. помещения передали штабу Днепровской военной флотилии, а Староакадемический корпус – библиотеке АН Украины. При этом ценнейшая библиотека «Могилянки» на долгие десятилетия попала в спецхран.

Сооружениям монастыря повезло еще меньше. Братский собор в середине 1930-х был снесен, на его месте разбит плац-парад. Полукруглый корпус с колокольней по центру, выходящий на Контрактовую площадь – один из самых узнаваемых подольских силуэтов – был надстроен двумя этажами. При этом колокольня была снесена, на ее месте возвели центральную колоннаду перестроенного корпуса в стиле сталинского классицизма. Нынешнее здание лишь по общим очертаниям напоминает предшествующее сооружение. Часть хозяйственных корпусов была занята больницей, и ныне они находятся в не самом лучшем состоянии…

Возрождение. Годы современные – от 1991 и далее…

Нынешняя Академия – вуз сугубо западного типа, остров мировой системы образования на украинской земле

Возрождение настало только в 1991 году. 19 сентября, меньше чем через месяц после провозглашения независимости Украины, было издано распоряжение о возрождении Киево-Могилянской академии в ранге университета. Официально вуз открылся на старой территории 24 августа 1992 года – в первую годовщину независимости. В 1994-м он получил звание «национального», с тех пор именуется «Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА).

В 2000-е году возрожденный вуз взял новые высоты. Она стал членом ассоциации европейских университетов, ее бизнес-школа получила высшую 5-летнюю аккредитацию CEEMAN (Центрально- и Восточноевропейской ассоциации развития менеджмента). Началась и реставрация исторических зданий академии. К 2008 году была отремонтирована церковь Святого Духа и бывший дом Гальшки Гулевичивны, являющийся ныне старейшим образцом гражданского здания на территории Киева.

Воссоздание Киево-Могилянской академии не могло бы состояться без Вячеслава Брюховецкого – человека, фактически основавшего и сформировавшего «с нуля» новый вуз европейского уровня. В частности, в Академии еще в 1990-х открыли специальности естественнонаучного профиля, а заодно – одним из первых в Украине – начали преподавать и философские дисциплины. Академия, по словам ее отца-основателя, должна быть научным центром «на все времена», а не рассадником модных в конкретный период истории дисциплин.

«Могилянка», как вуз нового времени, изначально ориентированный на западную модель образования, самое серьезное внимание уделяет тому, что называется университетской средой – кружкам, концертам, дискуссиям, выступлениям приглашенных экспертов и политиков. Сразу же со дня основания был сделан и серьезный акцент на английский язык – без него поступить в современную «Могилянку» невозможно, хотя бы потому, что ресурсы библиотеки наполовину англоязычные. То есть, нынешняя Академия – вуз сугубо западного типа, остров мировой системы образования на украинской земле. К слову, еще при основании Академии в ее устав были заложены принципы Болонского процесса. С тех пор «Могилянка» является одним из самых «продвинутых» вузов в Украине. Что и вызывает антипатию некоторых нынешних власть имущих…

Вячеслав Брюховецкий руководил Киево-Могилянской академией до 2007 года, когда был избран новый ректор – профессор, доктор филологических наук Сергей Квит. В нынешние непростые времена он продолжает поддерживать давние и новые академические традиции самого необычного украинского вуза.

Сентябрь 2011