Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Меловая Белая Скала 343 м высотой около г.Белогорск. Крым, 2009г.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Меловая Белая Скала 343 м высотой около г.Белогорск. Крым, 2009г.
Суббота, 29 Апреля 2017

Достопримечательности > Мельница Бродского

Михаил Кальницкий - историк, исследователь киевской старины.
Специально для "Первое экскурсионное бюро"
.
 

У ворот Подола – на Почтовой площади – долгое время наиболее заметным и внушительным сооружением было громадное кирпичное строение с башней. В последнее время его мощная стена почти целиком прикрыта рекламой. Нередко это сооружение называют мельницей Бродского, но если быть до конца точным, то речь идет о бывшем элеваторе крупнейшей в Киеве мельницы.  

История мельницы восходит ко второй половине XIX места. Ее место прежде занимали частные усадьбы, самая крупная из которых (на углу Набережно-Крещатицкой улицы и Боричева спуска) составляла собственность Переяславского епископства. На ее территории стояли временные деревянные складские помещения; обычно сюда за определенную плату складывали пришедшие по реке грузы. 

Но вот соседний участок, выходивший на Набережно-Крещатицкую и Игоревскую улицы, перешел в руки купца 1-й гильдии Андрея Глезера.

Элеватор мельницы Бродского. Фото 2006 г.

 

Этот предприниматель, составив компанию с австрийцем Иосифом Вальнером и курляндцем Генрихом Гауптом, и в 1855 году они подали прошение Киевскому военному, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору князю Иллариону Васильчикову следующее прошение: «По причине недостатка мукомольных мельниц вообще в здешнем крае и в частности в окрестностях Киева, количество выделываемой на оных муки не удовлетворяет всем требованиям, в особенности, при значительных заготовлениях муки для войск часто встречаются затруднения. От этого цена на муку вообще возрастает несоразмерно с ценою зернового хлеба. В видах устранения сего важного неудобства предположили мы устроить в г. Киеве паровую мельницу для выделки простой и крупичатой муки, для чего избрали место на правом берегу Днепра на Подоле возле набережного шоссе». Заодно ходатаи просили, «приняв во внимание значительность капитала, который должен быть употреблен для устройства мельницы, и несомненную пользу, которую принесет эта мельница не только жителям, но и Правительству, удовлетворяя самым значительным требованиям скоро и по умеренным ценам, исходатайствовать нам одним исключительное право содержания в г. Киеве паровой мельницы в течение 10-ти лет со времени приведения мельницы в окончательное устройство». 

Поскольку после неурядиц Крымской войны и общего упадка в империи хлеб для киевлян изрядно вздорожал, власти высоко оценили важную инициативу. Компаньонам было оказано всяческое содействие. Когда губернская строительная и дорожная комиссия стала требовать от Глезера каких-то особых обязательств касательно содержания части мельничной усадьбы, прилегающей к пристани, – генерал-губернатор выразил комиссии неодобрение. Он подчеркнул, что излишняя придирка к купцу «даст ему повод полагать, что его стесняют в его предприятии, тогда как оно столь полезно для города и должно бы быть всячески поощряемо». Князь Васильчиков помог Глезеру и на таможне, при получении прибывших из Вены паровых машин с принадлежностями. Вместе с тем устроители мельницы не сумели добиться десятилетней монополии, о которой хлопотали. Как генерал-губернатор, так и гражданский губернатор не нашли для этого оснований, поскольку, согласно закону, привилегии предоставлялись только в случае использования новых изобретений. Тем самым они опять же пошли навстречу потребителям: ведь каждому ясно, что конкуренция больше способствует снижению цен, нежели монополия.  

В течение 1856–1857 годов компаньоны соорудили кирпичный трехэтажный корпус мельницы непосредственно на углу Набережно-Крещатицкой и Игоревской улиц. Рядом находились одноэтажное строение для паровой машины, кузница, колодец и прочие необходимые строения. Предприятие успешно начало действовать. Правда, в мае 1864-го его основатель и владелец участка Андрей Глезер скоропостижно скончался. Наследники Глезера продали мельницу. Сперва ее купила было прусская купеческая семья Шедель, однако в апреле 1870 года новым владельцем участка с мельницей стал Израиль Бродский – один из основателей знаменитой династии сахарозаводчиков-миллионеров.

Со временем Израиль Маркович передал мельницу своему сыну Лазарю Израилевичу Бродскому – крупнейшему киевскому сахарозаводчику и филантропу. При нем предприятие достигло особенного развития. Лазарь Бродский приобрел и смежные участки, в результате чего усадьба мельницы расширилась до Боричева спуска. Была сооружена массивная дымовая труба.

Израиль Бродский

 

В 1888 году на новой территории мельницы был выстроен 4-этажный каменный производственный корпус по фронту Набережно-Крещатицкой. Это позволило существенно увеличить количество перерабатываемого зерна.

       
Изображение мельницы 1870-х годов.   Берег Днепра с мельницей Бродского. Фото 1890 г.

Но тут случилась внезапная беда. В октябре 1891-го из-за возгорания подшипника в зерноочистительном отделении произошел пожар, в результате которого здание мельницы сгорело. Убытки оценивались суммой около полумиллиона рублей. 

Чтобы возродить предприятие, потребовался значительный приток средств, и было решено создать акционерное Общество Киевской паровой мукомольной мельницы с основным капиталом в полтора миллиона рублей. В 1892 году был утвержден устав нового АО. Учредителями стали сам Лазарь Бродский, его брат Лев Бродский, зять Юлий Дрейфус-Бродский, а также князь Вячеслав Тенишев. Не теряя времени, акционеры занялись восстановлением мельницы. На прежнем фундаменте для нее был выстроен новый обширный корпус, доведенный до 5 этажей. В тылу его были выстроены паровое и машинное отделение. Самое старое помещение мельницы переделали под контору и склад муки. В 1895-м Общество Киевской паровой мельницы реализовало еще на миллион акций, покрыв тем самым расходы на строительство кирпичного элеватора с тремя деревянными башнями под руководством инженера Эйхенвальда. 

                     
 Застройка мельницы с элеватором. С открытки ок. 1900 г.  

Лазарь Бродский

С этого времени производительность мельницы достигла 2–3 миллионов пудов в год, что вывело ее в число крупнейших предприятий такого рода во всей Российской империи. После смерти в 1904 году Лазаря Бродского АО решило принять его имя и с тех пор так и называлось – Общество паровой мукомольной мельницы в г. Киеве «Лазарь Бродский».

Июльской ночью 1906 года мельнице довелось перенести новый разрушительный пожар. По неизвестной причине вспыхнул склад мешков, и языки огня, поднявшись над кирпичной стеной, воспламенили три деревянных башни элеватора. Пожар был настолько лютым, что на другой стороне Боричева спуска пострадал почтовый двор, погибла даже одна лошадь. Все пароходы, стоявшие у пристаней, от греха подальше отошли к Труханову острову. От элеватора остались одни голые стены; погибли также значительные запасы зерна и муки.  

 Впрочем, предприятие было застраховано сразу в шести различных обществах, так что АО «Лазарь Бродский» быстро поправило свои дела. Уже в 1907 году был подготовлен проект нового элеватора емкостью в миллион пудов (инженер Ч. Волкенштейн).  

Здание решалось в виде как бы колоссальной каменной базилики, увенчанной башней. Внутри элеватора часть объема была разделена перекрытиями на 7 этажей. В строительстве принял участие видный киевский архитектор, губернский инженер Владимир Бессмертный. А в 1909-м архитектор Андрей Краусс соорудил новое двухэтажное зернохранилище. 

 

   Вид на мельницу Бродского, строительство нового элеватора. С открытки 1907 г.

Еще одной важной новостройкой стал возведенный в 1912 году на месте бывшего машинного отделения каменный корпус дизель-моторной станции мощностью в 1000 л.с. Его соорудили ради обеспечения бездымного процесса выработки энергии (прежняя паровая труба дымила на весь Подол).  

Автором проекта станции был известный киевский зодчий, гражданский инженер Александр Вербицкий (впоследствии прославившийся проектом вокзала «Киев-Пассажирский»).                    

                 

 Бывшая дизель-моторная станция.

Фото из «Свода памятников истории и культуры».

 

Александр Вербицкий

 Фасады новостройки были оформлены в модернизированном романо-готическом стиле. Любопытно, что для предотвращения повышенной вибрации дизель-моторы были установлены на специальных пробковых подушках. 

По данным на 1914–1915 годы, производительность Киевской паровой мукомольной мельницы акционерного общества «Лазарь Бродский» составляла 3 миллиона пудов. На мельнице работало 185 человек, имелись паровой и три дизельных двигателя общей мощностью 1750 л.с. Со стороны Игоревской улицы к территории мельницы подходил специальный рельсовый путь в направлении гавани.

Приходится, однако, отметить, что грузчикам, трудившимся на этой мельнице, приходилось несладко. Платили им по 75 копеек в день. За эти деньги они должны были двенадцать часов таскать пятипудовые мешки. Вокруг стояла неимоверная пыль. Деревянные мостки под ногами то и дело ломались, грузчики падали, калечились. А рядом стояли надсмотрщики и чуть что поливали рабочих грязной руганью, доходило и до побоев. И вот один молодой грузчик не выдержал. Он подбил нескольких товарищей на подачу официального протеста в администрацию мельницы против грубого обращения и плохих условий труда. Но протест ни к чему хорошему не привел. Бунтаря попросту выбросили на улицу. Его коллеги невесело шутили: «Вот видишь, хозяина зовут Лазарь и тебя зовут Лазарь. Пошел бы ты к нему и сказал бы: как же это ты, Лазарь, уволил Лазаря, нехорошо, мол. Глядишь, он устыдится и восстановит тебя, да еще с прибавкой». И действительно, мельница принадлежала акционерному обществу «Лазарь Бродский». А молодого грузчика звали... Лазарь Каганович.

                
Панорама мельницы Бродского с Днепра. С открытки 1910-х гг.  

Лазарь Каганович 

Так будущий сталинский нарком начинал в Киеве свою революционную деятельность. 

Предприятие действовало до конца гражданской войны. Но после того, как, вследствие послевоенной разрухи, оказалась парализованной пожарная служба города, мельницу постигло очередное несчастье. В 1920 году главное здание мельницы и ряд других построек были уничтожены пожаром. От корпусов мельницы, зернохранилища, конторы остались лишь стены. Элеватор и помещение дизель-моторной станции, однако, сохранились. 

С этого времени мельница утратила свое былое значение. Руины долго угнетали подолян своим видом, и лишь к 1930-м годам их разобрали.

Дизель-моторный корпус со временем перестроили, дали ему новый фасад со стороны Набережно-Крещатицкой улицы. В послевоенные годы там находилось общежитие завода «Электроприбор». Рядом с ним, примерно на месте старейшего мельничного корпуса, позже выросла заурядная жилая пятиэтажка. 

Остатки мельницы Бродского. Фото 1930 г.  

Элеватор использовался как зернохранилище, склад; рассматривались проекты размещения здесь ломбарда, Дворца спорта «Спартак».  

Наконец, в марте 1970 года горисполком передал здание бывшего элеватора в пользование Министерства культуры УССР под размещение книгохранилища библиотеки имени КПСС (ныне Национальной парламентской библиотеки Украины).

Рядом с хранилищем выстроили в 1981-м корпус филиала библиотеки с читальным залом.

 Наконец, в марте 1970 года горисполком передал здание бывшего элеватора в пользование Министерства культуры УССР под размещение книгохранилища библиотеки имени КПСС (ныне Национальной парламентской библиотеки Украины).  

 

Рядом с хранилищем выстроили в 1981-м корпус филиала библиотеки с читальным залом.

  Бывший элеватор на Почтовой пл. Фото 1981 г.

С тех пор вплоть до недавнего времени корпус бывшего элеватора мельницы глыбой возвышался над Почтовой площадью, а рядом с ним можно было видеть старинные фасады бывшей дизель-моторной станции.  

Однако в последние годы здесь произошли серьезные изменения. Произведение Вербицкого снесли вместе с соседним читальным залом ради того, чтобы соорудить на углу Набережно-Крещатицкой улицы и Боричева спуска громадное новое здание гостиницы.

 

Это строительство, к сожалению, велось без малейшего уважения к соседним памятникам старины, так что единственное уцелевшее от мельницы сооружение – элеватор – как бы оказалось зрительно придавленным и потеряло свою доминирующую роль.

Снос читального зала возле элеватора. Фото 2000-х гг.  

 январь 2010г.