Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Украинка, р.Днепр, вдали Триполье. Киевская область
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Украинка, р.Днепр, вдали Триполье. Киевская область
Суббота, 25 Марта 2017

Достопримечательности > Театр имени Ивана Франко

Богдан Ступка (в центре) – главный режиссер театра с 2001 года

На представлениях театра почти всегда аншлаг

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ,
исследователь киевской старины.

Специально
для «Первого экскурсионного бюро».

Здание Национального академического драматического театра имени Ивана Франко расположено на одноименной площади поодаль Крещатика. Ему недавно исполнилось всего лишь 111 лет, что считается не очень солидным возрастом для построек древнего Киева. Однако насыщенность исторической памятью, огромное значение для развития театрального искусства в Украине делает театральное здание на площади Франко одной из самых интересных киевских реликвий.

Еще в конце XIX века место современной площади представляло собой пространство под склоном Банковой улицы с теплицами, оранжереями, большим прудом и купальней. Зимой пруд укрывался льдом и становился катком, очень популярным среди киевлян. Это была часть так называемой усадьбы Мьоринга, принадлежавшей известному в Киеве врачу, профессору Федору Мьорингу. Когда в 1887-м врача не стало, его потомки решили распорядиться огромными полупустыми угодьями в центре города с большим коммерческим эффектом.

Как раз тогда киевская застройка бурно развивалась, и было решено продать усадьбу специально созданному в 1895 году акционерному Обществу киевского домостроения, председателем которого стал сын профессора Михаил Мьоринг. В течение 1895-1896 годов с городскими властями было согласовано обустройство на территории усадьбы четырех новых улиц и одной площади. Площадь, освобожденную от пруда, решено было назвать в честь правящего монарха Николаевской. Именно здесь Общество решило построить за свой счет новый театральный дом.

Усадьба Мьоринга. Фото 1880-х гг.

В то время ощущался дефицит театральных помещений вследствие пожара Городского театра в 1896-м. Антрепренер оперной труппы погорелого театра Пальмира Сетова-Сетгофер заранее заключила с Обществом договор на долгосрочную аренду будущего здания. В том же 1896 году начались строительные работы по проекту известных киевских архитекторов Георгия Шлейфера и Эдуарда Брадтмана.

Госпожа Сетова рассчитывала, что театр будет вмещать 1800 зрителей и осенью 1897-го здесь уже можно будет давать спектакли. Кроме того, как сообщалось в прессе о ее замысле, «театр П. Сетовой будет представять одну особенность в том смысле, что, в случае надобности, его партер может быть преобразован в арену, и театр сможет служить для представления цирка. Пол партера в таких случаях будет сниматься, стулья же его устанавливаться на сцене». Такой замысел был очевидным атавизмом циркового прошлого Сетовой, в молодости выступавшей как наездница.

Но вскоре идею строительства театра на территории усадьбы Общества киевского домостроения взял на себя другой антрепренер − Николай Соловцов, который в 1891 году основал в Киеве первый стационарный русский драматический театр. Актер его труппы, будущий артист МХАТа Леонид Леонидов вспоминал: «Соловцов как-то повел меня на место стройки театра. На площади только кладут фундамент, на камнях сидит эта самая Пальмира уже в почтенных годах, со следами былой красоты. Соловцов внимательно все осмотрел, взвесил, сообразили и мне через несколько дней говорит: — Я Сетовой заплатил неустойку, она от театра отказалась в мою пользу». Таким образом, в начале 1897 года строительством занимался уже Соловцов.

Георгий Шлейфер

Николай Соловцов

Эдуард Брадтман

При строительстве возникали трудности. Из-за высокого уровня подземных вод пришлось приостановить работы и начать специальные дренажные мероприятия. Их провел инженер-гидротехник Пашковский. Он устроил довольно сложную систему с поглощающим колодцем, внутренними и внешними трубами. Наконец, осенью 1897-го строительство продолжилось, а через год театр был уже готов. Его освящение состоялось 10 (22) октября 1898 г. в присутствии генерал-губернатора Михаила Драгомирова. На следующий день было устроено торжественное открытие. Присутствующих поздравили увертюрой «Гимн» Антона Рубинштейна, прологом «Торжество искусства» киевлянина Александра Френкеля и сценами из классического репертуара.

Надо признать, что при строительстве театра стремились экономно расходовать средства и землю. Пришлось, в частности, отказаться от роскошных парадных лестниц. Для центральноу двумаршевой лестницы были предусмотрены специальные выступы на главном фасаде вдоль центрального, немного оттянутого назад, фронтона. Фасады были облицованы в стилистике «нео-грек». Современники характеризовали внешний вид здания как не слишком грандиозный. Вместе с тем, всеобщее восхищение вызвало отделка интерьеров: пресса сразу признала, что «внутренний вид театра очень красив и не оставляет желать ничего лучшего».

Театр Соловцова. С открытки около 1900 г.

Подробному описанию внешнего вида, интерьеров и планирования нового театра было посвящено специальную брошюру, изданную в канун открытия театра. Ее текст, который с тех пор нигде не публиковался, мы приводим в конце статьи с небольшими сокращениями (оригинал брошюры любезно предоставил Музей одной улицы).

Театр Соловцова перешел в новое помещение и продолжал успешные выступления. К сожалению, Николай Соловцов безвременно ушел из жизни. Обязанности антрепренера до 1905 года исполняла его вдова, актриса Мария Глебова-Федорова, потом − другие театральные деятели (в частности, известный режиссер Николай Синельников). На сцене театра «Соловцов» играли, в частности, актеры, которые позже прославились на московских сценах: Иван Берсенев, Степан Кузнецов, Леонид Леонидов, Николай Радин, Михаил Тарханов, Елена Шатрова. Среди любимцев киевской публики были Евгений Неделин (считался лучшим в России исполнителем роли Наполеона), Анна Пасхалова, Надежда Полевицкая, Вера Юренева и другие.

Актер и исполнитель собственных песен Александр Вертинский, чьи детство и юность прошли в Киеве, вспоминал о чрезвычайном влиянии этого театра на молодежь: «С двух часов дня, когда заканчивались уроки в гимназии, мы уже дежурили на Николаевской улице возле театра. Это было время, когда актеры возвращались с репетиций домой. Мы простаивали часами, чтобы только взглянуть на них. Для нас это были полубоги. Мы не видели и не знали их в быту, в домашней обстановке, в личной жизни, мы видели и знали их только в спектаклях, в тех ролях, где они подымались порой до вершин своего мастерства...». А в воспоминаниях другого бывшего киевского парня, писателя Константина Паустовского, можно найти упоминание о том, как гимназисты и студенты ожидали по окончании спектакля волшебную актрису Полевицкую и несли ее из театра на руках...

Елена Полевицкая

Евгений Неделин
в роли Наполеона

Вера Юренева − Лауренсия в спектакле «Фуэнте Овехуна»

В театре «Соловцов» регулярно гастролировали известные драматические труппы из других городов, в частности, Московский художественный театр под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Во время киевских гастролей 1900 года здесь выступала гениальная балерина Анна Павлова.

Заметим, что бывший «театр Общества киевского домостроения» недолго оставался им. Из-за финансовых трудностей Общество сначала взяло ссуду под залог своей недвижимости у известного предпринимателя, «сахарного короля» Льва Израилевича Бродского, но все равно обанкротилось. В марте 1902 года театр продали с аукциона. Покупателем оказался Бродский, который затем стал владельцем театрального здания и получал арендную плату от антрепренеров.

На площади перед театром городскими властями был установлен серийный чугунный фонтан (1900-1901 гг.), вокруг него разбит сквер, который первоначально назывался Меринговским. Театр и сквер образовали вместе единую композицию.

Театр «Соловцов» и сквер на Николаевской площади

В первые годы революции и гражданской войны театр «Соловцов» оставался в Киеве и продолжал выступления. Но в феврале 1919 года в Киеве на длительное время была установлена советская власть.

Согласно постановлению Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, все театры подлежали передаче в распоряжение советских образовательных отделов. Национализировали и здание театра «Соловцов» (в то время его владельцами была группа предпринимателей Голубчик, Гринберг и Мандельцвайг: они купили усадьбу у Льва Бродского в сентябре 1918-го).

Вопрос о судьбе национализированного театра решила комиссия во главе с выдающимся режиссером Константином Марджановым (Марджанишвили). Он занимал пост комиссара театров Киева. Театр «Соловцов» был преобразован во Второй театр Украинской Советской Республики им. В. И. Ленина. Основу труппы театра составили актеры коллектива «Соловцов».

Константин Марджанов
(Марджанишвили)

1 мая 1919 года Константин Марджанов поставил на сцене театра спектакль по пьесе Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна» («Овечий колодец»). В этой пьесе крестьяне поднимают восстание против феодала. Блестящая постановка и сценография (художник Исаак Рабинович), яркая игра актеров, прежде всего исполнительницы главной роли Веры Юреневой, сделали киевскую постановку «Фуэнте Овехуна» одним из выдающихся явлений театра ХХ века.

Из-за дальнейших политических коллизий и смены власти труппа постепенно распалась. Несколько лет подряд в театральном доме, который находился в коммунальной собственности города, не было постоянного коллектива. Здесь выступали различные киевские драматические коллективы, гастролирующие театры. Наконец, в сезоне 1925-1926 годов это помещение получило художественное объединение «Березиль» − театральный коллектив, возглавляемый выдающимся актером и режиссером Лесем Курбасом.

Однако уже в 1926-м было принято правительственное решение относительно взаимного обмена театрами между Киевом и Харьковом. Театр «Березиль» был переведен в столицу УССР − Харьков. Зато в Киев из Харькова перешел украинский драматический театр имени Ивана Франко. Здесь ему было суждено остаться и поныне.

Театр им. И. Франко был основан в Виннице 28 января 1920 года (то есть ему исполнилось теперь 90 лет). Этот коллектив от его основания возглавлял актер и режиссер Гнат Петрович Юра. Значительную часть труппы составляли бывшие актеры «Молодого театра» Леся Курбаса и «Нового львовского театра» Амвросия Бучмы.

Учредители Театра имени Ивана Франко в фойе театра
(справа − Гнат Юра)

Театр им. И. Франко. Фото конца 1920-х гг.

Итак, 30 сентября 1926 года спектаклем «Вий» (по Николаю Гоголю, в обработке Остапа Вишни) началось киевское бытие франковцев. Оно сопровождалось многочисленными сценическими успехами. Киевлянам по вкусу пришлись спектакль «Бравый солдат Швейк» Ярослава Гашека (где главного героя сыграл Гнат Юра), постановки классического репертуара и пьес новых украинских драматургов − Николая Кулиша, Ивана Микитенко. Ведущими актерами были Анна Борисоглебская (одна из мастериц старого украинского театра), Алексей Ватуля, Дмитрий Милютенко, Терентий Юра, молодая Полина Нятко. Выдающимися мастерами сценографии показали себя художники Вадим Меллер и Анатолий Петрицкий... Между прочим, в 1920-е и начале 1930-х годов отдельные помещения Театра им. И. Франко использовались как служебное жилье. Так, в театре некоторое время жил его директор Борис Стах. В 1928 и 1929 годах в его квартире гостил выдающийся писатель Исаак Бабель.

Некоторая перепланировка помещений здания состоялась в 1934-м, в результате переноса столицы УССР в Киев. В частности, у служебного входа на южной стороне здания было предусмотрено правительственную комнату, соединяющуюся с правительственной ложей. Чиновники неоднократно общались с театром, интересовались его проблемами. С тех пор и на несколько десятилетий вперед основу репертуара составили пьесы официального лидера драматургии украинского соцреализма Александра Корнейчука − такие, как «Гибель эскадры», «Платон Кречет», «В степях Украины», «Калиновая роща». После уничтожения театрального коллектива «Березиль» во главе с Лесем Курбасом в круг франковцев вошли его бывшие актеры − Амвросий Бучма, Наталья Ужвий, вернулся после нескольких лет работы в Харькове Дмитрий Милютенко. Из других украинских городов к Театру им. И. Франко перешли Юрий Шумский, Евгений Пономаренко, Виктор Добровольский. Фактически, коллектив театра объединил лучшие театральные силы республики.

В 1940 году в честь 20-летия Украинскому драматическому театру им. И. Франко было присвоено звание Академического. Коллектив награжден орденом Ленина.

Амвросий Бучма
в спектакле «Макар Дубрава»

Наталья Ужвий
в спектакле «Калиновая роща»

Николай Яковченко

В начале Великой Отечественной войны труппа театра находилась на гастролях в Москве. Оттуда театр переехал в Тамбов, потом − в Семипалатинск, наконец − в Ташкент. Между тем в оккупированном нацистами Киеве здание театра не эксплуатировалось и приходило в упадок. В сентябре 1941-го серия взрывов разрушила значительную часть прилегающих улиц.

Существует предание, что к взрыву готовили и театральный дом, но этому помешал мужественный поступок старого работника театра Тадея Могилы. Он увидел, что здание заминировано, и ночью тайком перерезал провода.

Артистка театра М. Самосват вспоминала о возвращении в Киев сразу после освобождения города: «А театр, уцелел ли? Чудом минеры успели спасти его. Мы подошли. Ветер раскачивал железные искореженные ржавчиной ворота... Середина потолка зрительного зала была разрушена, на голубые, мягкие кресла партера сыпал снег».

Сцена из спектакля «Мятеж» по Д. А. Фурманову. 1928 год
Сцена из спектакля «Украденное счастье»

Сразу после войны здание театра кое-как подготовили к приему зрителей, однако в последующие годы стала очевидной необходимость в его реконструкции. Наконец, она была проведена в 1956-1959 годах по проекту архитекторов Льва Катка и Виктора Колчинского. Во время этой реконструкции претерпели существенные изменения фасады театра. Проектными чертежами предполагалось частичное сохранение облика старого фронтона, но в действительности над передним фасадом появился новый, упрощенный фронтон, который загородил детали старого. Не были воспроизведены многочисленные лепные украшения, долженствующие оживить вид реконструированного фасада. Очевидно, сказалась общая ситуация в отечественной архитектуре, где пропагандировалась борьба с «излишествами». Тогда же к вестибюлю театра был пристроен тамбур с кассовыми помещениями. Перекрытие тамбура используется как балкон со стороны фойе второго этажа.

В зале было оборудовано новое покрытие пола и новая акустический подвесной потолок; в отделке потолка созданы новые декоративные украшения в стиле рококо, соответствующие предыдущему декору. Образцами тогдашнего скульптурной отделки стали атланты на боковых стенах (раньше были кариатиды), мужской маскарон в потолке (по преданию, это якобы портрет строителя театра Николая Соловцова, хотя композиция выполнена в советское время).

Театр продолжал свою творческую деятельность. Среди заметных спектаклей послевоенного времени были «Украденное счастье» Ивана Франко (премьера состоялась незадолго до войны), «Макар Диброва» А. Корнейчука, «Король Лир» Уильяма Шекспира и т.д. Золотой страницей истории культуры Украины стало исполнение Амвросием Бучмой главной роли в «Макаре Диброве». Пьеса Корнейчука была образцово-соцреалистической, однако гениальная игра Бучмы поражала сердца зрителей, а его удивительная пауза, когда старый Макар увидел ватник сына, погибшего на войне, осталась незабываемой театральной легендой.

На франковской сцене ярко проявили себя Владимир Дальский и Аркадий Гашинский, Полина Куманченко и Ольга Кусенко, Нонна Копержинская и Юлия Ткаченко... Исключительной популярностью среди зрителей пользовался непревзойденный комик Николай Яковченко. И нынче в театральной среде можно услышать о нем анекдоты и апокрифические рассказы, раскрывающие остроумный нрав актера и его страсть к водке...

«Ромео и Джульетта»
 «Кайдашева семья»
«Отелло»
«В воскресенье утром зелье копала»

Период 1980-х − 1990-х годов театр прожил под руководством главного режиссера Сергея Данченко. Этот выдающийся режиссер много сделал для поддержания высокой марки театра, умело соединив требования современной сцены с классическими традициями. Ведущим художником Театра им. И. Франко в эти годы был Даниил Лидер.

В последние годы в Театре им. И. Франко создан «театр в фойе», на площади Ивана Франко обустроены новые хозяйственные помещения. Во время ремонтно-реставрационных работ в главном театральном зале была обнаружена старая роспись барьеров ярусов, закрашенная еще в довоенное время. Разнообразные композиции с изображением цветов (мастерская художника Шмидта) составляют немалую художественную ценность. Эта роспись частично возобновлена.

11 октября 1994 года театр получил статус Национального. Нынешнее поколение актеров-франковцев, яркими представителями которого являются Богдан Ступка, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев и другие мастера сцены, умножает славное достояние театра. Богдан Сильвестрович Ступка − современный главный режиссер театра − сыграл одну из своих звездных ролей в постановке Сергея Данченко «Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему (ныне этот спектакль − одна из визитных карточек театра).

Память о лучших мастерах театра отмечены рядом мемориальных досок (в частности, на фасаде дома на углу ул. Ивана Франко и Ольгинской, где жили многочисленные актеры-франковцы − среди них и сам Гнат Юра).

Посреди площади Ивана Франко в 2000 году установлен памятник Николаю Яковченко (скульптор Владимир Чепелик). Знаменитый артист словно присел на лавочку в сквере возле родного театра, а у его ног, обутых в сандалии, сидит его любимая такса Фанфан.

Январь 2010.

 

НОВЫЙ ТЕАТР КИЕВСКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (НИКОЛАЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ). ДИРЕКЦИЯ Н.Н.СОЛОВЦОВА.
КИЕВ, 1898.

В самой центральной части Киева, на обширной площади, на днях совершенно закончено здание нового театра. Мысль о постройке частного театра возникла благодаря сгоревшему городскому театру. Инициатива сооружения театра принадлежит г-же Сетовой, которая приобрела участок земли в усадьбе домостроительного общества с тем, чтобы домостроительное же общество выстроило здание театра, но при самом начале сооружения здания Г-жа Сетова разошлась с домостроительным обществом, и постройка временно была приостановлена. Затем, домостроительное общество вошло в переговоры с Киевским антрепренером г. Соловцовым, с которым был заключен договор, по которому домостроительное общество обязалось выстроить здание театра. Заручившись солидным договором на долгосрочную аренду театра, домостроительное общество энергично приступило к сооружению здания. Что касается самого здания, удобств и всех приспособлений сценических, вентиляции, отопления и безопасности в пожарном отношении, то надо отдать справедливость инженеру г-ну Шлейферу, что им в данном случае сделано все, что позволяет самая усовершенствованная техника. Не говоря уже о богатой отделке и изяществе зрительного зала, фойе и других помещений, что находится в прямой зависимости от средств и на что домостроительное общество не поскупилось, – нет ничего удивительного, если в миллионном здании даны все удобства и помещения, – но создать театр изящный, удобный, вместительный, безопасный, распределить все помещения сцены так образцово в небольшом здании и сравнительно небольших затратах, здесь требовалось много вкуса, знания и труда. Место театра выбрано очень удачно: перед зданием громадная Николаевская площадь, которая открывает много простора для свободного разъезда. Площадь эта не стеснена домами… Фасад здания отделан в стиле «нео-грек», средняя часть фасада имеет два этажа: в 1-м этаже помещен вестибюль, во 2-м этаже фойе. Капители пилястр изображают лиры, во фризе имеются надписи: «комедия», «опера», «драма». По бокам средней части фасада два трехъярусных выступа, в которых помещаются парадные лестницы; по сторонам выступов тянется ряд классических масок, а на парапете выступов изображена «Лебединая песнь» – лебедь с лирою. Фронтон зрительного зала значительно выше средней части фасада, по бокам фронтона помещены жертвенники. Через балкон и вестибюль мы попадаем вовнутрь театра. Из вестибюля три двери ведут в ложи бенуара и партер, а две в ложи и балконы бельэтажа и первого яруса. Из коридора партера с правой и левой стороны два больших помещения для гардеробных; кроме этого, в каждом ярусе имеются отдельные гардеробные. В вестибюле находится помещение для вечерней кассы, дневная касса имеет особое помещение рядом с вестибюлем. Всего в театре четыре яруса. Из них три нижних яруса по расположению место совершенно одинаковы. В каждом из них прямо против сцены имеется балкон, по краям, с одной и другой стороны, примыкают к сцене по три литерных ложи с каждой стороны, остальное пространство по бокам с обеих сторон между литерными ложами и балконом занимают нумерные ложи. В верхнем четвертом ярусе, прямо против сцены, находятся купоны и по бокам галерея, а к самой сцене с обеих сторон примыкает литерная ложа. При литерных ложах имеются отдельные коридоры и выходы на улицу. Каждая литерная ложа состоит из двух помещений. В каждом ярусе имеется свой довольно обширный коридор. Из коридора бенуара четыре двери ведут в партер; при входе туда перед нами открывается весь внутренний вид театра. Насколько снаружи театр кажется небольшим, настолько же громадным является он внутри. Внутренняя схема зрительного зала чрезвычайно удачна: он совершенно открыт и сильно раздвинут вширь, так что со всякого места свободно можно видеть все происходящее на сцене. Зрительный зал отделан в стиле «Рококо». Фон палевый, орнаменты белые с богатою позолотой. Плафон зала изображает веера и делится богатой лепкой на три части. В средней части, самой большой, изображен живописью Аполлон, окруженный музами (аллегория музыки). В правой части гений, венчающий поэта, в левой сатир, наигрывающий танцующим (аллегория танца). Вокруг веера имеется карниз лепной с рядом электрических лампочек. Барьеры всех ярусов покрыты орнаментом в стиле Рококо, причем перед каждой нумерной ложей имеется живописное панно – на золотистом фоне цветы. Барьеры балконов и литерных лож покрыты сплошным орнаментом. По всем ярусам и балконам тянется ряд фестонов из голубого бархата, в которых размещены электрические лампы.

Часть залы под оркестром решена самостоятельно и отделяется от залы падугою, которую поддерживают кариатиды. По плафону этой части, в отдельном панно изображены живописью эмблемы музыки и драматического искусства. Вокруг отверстия сцены сделана лепная рама, из голубых медальонов. Рампа сцены тоже отделана лепкою. Поднявшись в бельэтаж, мы видим перед собой анфиладу из трех зал: посреди – зала фойе, в два света, отделана в стиле Нео-Грек, на падуге ее изображены живописью: Зевс, Нептун, Флора и Диана. В медальонах по стенам – молодые сатиры. Окраска фойе под разноцветный мрамор, скульптурная отделка под старую бронзу. По бокам фойе – два зала. Из них левый общий буфет, а правый чайный буфет. К общему буфету примыкает курительный зал, а к чайному – дамская уборная. В четвертом ярусе галереи и купонов имеется общее помещение для буфета и курительного зала. Галерея и купоны имеют свои особые лестницы на улицу, совершенно отдельные, но в то же время внутренней лестницей сообщаются со всем зданием театра; вход в галерею и купоны по бокам главного здания. Театр вмещает 1200 зрителей. Отопление и вентиляция устроены по самому усовершенствованному способу… Помещение для сцены и оркестра представляет совершенно особое здание, отделенное от прочего корпуса капитальной стеной. Помещение для оркестра очень обширно – целый зал, имеющий отдельные выходы на улицу с двух сторон. Сцена устроена со всеми приспособлениями и занимает громадную площадь, которая дает возможность ставить самые лучшие обстановочные пьесы. Сцена отделена капитальной стеной и коридором от уборных – из коридора уборных на сцену ведут двери. Уборные и вообще все помещение для работы театральных служащих, портных, парикмахеров, декораторов, обойщиков и проч. размещены в четырех этажах. В первом и во втором уборные для артистов, статистов, хоров и проч., в третьем и четвертом этажах – портняжная мастерская, парикмахерская, декоративная, режиссерская, библиотека и т. д. Освещение театра электрическое. Весь театр освещается калильными лампочками. Зрительный зал освещается 200 калильными лампочками, устройство и расположение их чрезвычайно оригинально и красиво. В общем, зрительный зал представляется необыкновенно изящным и уютным. В пожарном отношении театр безукоризнен и может считаться единственным в России: сразу 30 выходов на случай пожара, не считая громадных железных балконов из каждого яруса. В здании театра, как в зрительном зале и на сцене, так и во всех остальных помещениях устроено 52 пожарных крана со шлангами. Все работы по этой части производились под непосредственным наблюдением киевского бранд-майора Козловского. В общем, театр по изяществу архитектуры, отделки, по удобству для публики и для артистов, по безопасности в пожарном отношении производит прекрасное впечатление и может быть назван выдающимся театром. Проект и постройка театра принадлежат гражданскому инженеру Георгию Павловичу Шлейферу. Постройка велась при ближайшем сотрудничестве архитектора Эдуарда Петровича Брадтмана, ему же принадлежит разработка всех детальных чертежей. Подрядчик-строитель Л. Б. Гинзбург. Устройство освещения Т-ва «Савицкий и Страус». Отопление и вентиляция – московской фирмы «Залесский и Чаплин». Водопровод и канализация – Г. С. Резников. Дренажные работы – г. Пашковский. Столярные работы – г. Гаман. Живопись и малярные работы – г. Шмидт. Лепные работы – мастерской г. Леонарди. Картины в фойе работы мастерской Венских художников. Обойная отделка зрительной залы г. Кимаера. Устройство сцены под наблюдением И. С. Жуйкина.

Дирекция театра: Николай Николаевич Соловцов переносит свою деятельность старого театра в новый, предполагая и в будущем вести дело на самых широких началах, не останавливаясь ни перед какими затратами, дабы доставить публике эстетическое удовольствие и все удобства. Вся обстановка театра, как зрительной залы, так и других помещений, сделана по заказу г. Соловцова и является лучшею и самою усовершенствованною по удобству. Места в партере расставлены четырьмя совершенно свободными проходами; кресла с откидными сиденьями, удобные и легкие... Кроме удобных мест, г. Соловцов доставил еще удобство – это дать зрителю бинокль, – для каковой цели им заказаны в Париже бинокли лучшего качества и распределены следующим образом: к каждому креслу как партера, так и балконов прикреплен футляр, в коем находится бинокль для пользования, точно так же для каждой ложи всех ярусов полагается по два бинокля. В оборудовании сцены и обстановки сделано много нового... Передняя занавесь выполнена в Одесском городском театре художником Реджио. Для обстановки пьес приобретена новая мебель, ковры, драпри и аксессуары. Вообще все то, что сделано для блестящей обстановки сцены, трудно перечислить...

Обстановка зрительной залы, фойе, буфетов, бинокли, декорации и пр. обошлось г. Соловцову в 50000 рублей. Мебель поставлена киевской фирмой И. И. Кимаера. Бинокли киевской фирмы г. Фальберга изготовлены в Париже. Декорации собственной мастерской Соловцова, работы г. Садовникова. Все приспособления и устройство сцены – машиниста театра г. Соловцова И. С. Жуйкина.