Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-55Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Кадетская роща вблизи Караваевых дач. Киев. Начало ХХ в.
 
+38 (044) 207-12-55
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Кадетская роща вблизи Караваевых дач. Киев. Начало ХХ в.
Суббота, 15 Декабря 2018

Меню

Новости культуры > Последний из корифеев

2009 год – год 150-летия великого украинского актера и режиссера, одного из корифеев украинского театра Панаса Карповича Саксаганского (Тобилевича, 1859-1940)
Панас Саксаганский – человек уникальный. Один из основоположников национального украинского театра, он был в качестве такового признан советской властью и награжден всеми возможными для того времени почестями, которые полагались деятелю культуры «старой гвардии». Он стал героем труда (в 1924-м), получил звание народного артиста СССР (в 1936-м) и удостоился при жизни увидеть улицу со своим именем. Саксаганский попал в ту счастливую категорию «великих стариков», которых – избранных ее же самой – советская власть привечала и многократно возвеличивала. В России это были, к примеру, Станиславский и Немирович-Данченко, в Украине – братья Иван Карпенко-Карый, Михаил Садовский и Панас Саксаганский. То, что все они носят разные фамилии – следствие как раз сценической деятельности – в историю они вошли под театральными псевдонимами, впрочем, как и Станиславский (который был купеческого звания урожденным Алексеевым).

Он родился, как и братья, в елисаветградских степях, на границе с лесами, где осень – зеленая, потому что всходят озимые. Он учился в Киеве вместе с будущим меценатом Евгением Чикаленко и Александром Тарковским – отцом поэта Арсения Тарковского и дедом гениального режиссера Андрея Тарковского.

Братья Тобилевичи (а была еще сестра – Мария, также известная под псевдонимом Садовская) выделялись в театральной труппе, где в сценах из народной жизни – а малороссийский театр был тогда этнографической забавой, единственно возможным воплощением народного духа в Российской империи – играли обычно сыновья и дочери мещан и духовенства. Саксаганский выделялся более всех. Когда братья Тобилевичи с труппой Кропивницкого выступали в Петербурге, пресса заметила, что это «люди из интеллигентного слоя». На спектакли «Назар Стодоля» и «Наталка Полтавка» приходил царь Александр ІІІ и даже дал аудиенцию актерам. Что, впрочем, не подвигло самодержца на послабления в малороссийском вопросе.
ФОТО САКСАГАНСКИЙ 2, подпись «П. Саксаганский в роли Голохвостого в пьесе «За двумя зайцами».

Саксаганский сыграл почти сто ролей, среди которых, как говорят современники, не было лучшей, потому что все – лучшие. С 1895 года у него была собственная труппа. В 1915 г. в Киеве при участии Саксаганского и Марии Заньковецкой было основано «Товарищество украинских артистов». Первый сезон начался «Наталкой Полтавкой» с Саксаганским в роли Возного. Это стало его головной ролью, культовой, в которой он выходил на сцену до глубокой старости – до 1931 года.

В 1918 г., в разбуженной революцией Украине, Саксаганский основал Народный театр, где играл в спектаклях по пьесам Котляревского, С Гулака-Артемовского и Карпенко-Карого. Играл и в киевском драмтетаре им. Франко.

Саксаганский жил, как и полагается актеру: на полную катушку. Бил физиономии гатзетным рецензентам, сам себя защищал в суде, ссорился и мирился со своим не менее гениальным братом – Михаилом Садовским. После грандиозного успеха в Киеве в 1883-м, труппу десять лет не пускали в Украину, дабы не разбудить опасное малороссийство. Зато Саксаганский сполна воспользовался возможностью познакомить с украинским театром огромную российскую провинцию, объездив всю коренную Россию – от Петербурга до Волги. Ему не разрешали возить с собой оркестр, сплошь состоявший из евреев – он нанимал, в насмешку, местных гармонистов, дабы подчеркнуть, насколько плохо они смотрятся в спектаклях. В результате – разрешение ввозить хоть «вагон евреев», полученное от симбирского полицмейстера.

Панас Саксаганский, 1890-е годы

Многое было… С 1920-х пожилой Панас Саксаганский уже редко выходил на сцену. Последний раз – на 50-летие своей творческой деятельности, в 1933-м. Ему было 74. Дальше были прижизненная канонизация, смерть родных, одиночество, а во внешнем мире – максимальная советизация украинского театра, расстрел многих деятелей театрального искусства. Он все видел, но уже ничего не мог изменить.

Бог даровал ему долгую жизнь. Из славного клана Тобилевичей-Заньковецких он умер последним, за год до оккупации Киева, успев увидеть в 1937-м улицу своего имени. Кстати, с улицей и домом на ней случился в те своеобразные годы типичный советский казус. Саксаганский жил с 1912 года на нынешней Жилянской, в доме номер 96. А улицу в его честь назвали другую, параллельную. Дело в том, что до 1937 г. она носила имя большевика Леонида Пятакова, убитого в начале 1918-го. Когда в 1937-м вынесли смертный приговор младшему брату Леонида - Георгию (Юрию) Пятакову, название «улица Пятакова» оказалось неподходящим. Потому и дом с мемориальной доской Панасу Тобилевичу-Саксаганскому стоит теперь на улице Жилянской.

Мемориальная доска П. Саксаганскогому на ул. Жилянской, 96

Сам дом ныне в плохом состоянии. Если бы не мемориальная доска, его, похоже, давно бы разрушили. С обеих сторон дом обступили пустыри и стройки, да и сам он частично затянут «зеленым саваном». И только аура гения, похоже, еще спасет его. Хотя в наше коммерческое до пошлости время возможно все.