Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

г. Хотин, крепость 13 - 18 вв., церковь А.Невского 19 в., река Днестр. Черновицкая область.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
г. Хотин, крепость 13 - 18 вв., церковь А.Невского 19 в., река Днестр. Черновицкая область.
Среда, 29 Марта 2017

Музеи Киева > Национальный художественный музей Украины

 Девочка в красном головном уборе,
О. Мурашко, 1902-1903 гг. 

 Фасад Музея,
с открытки начала ХХ века.

 Мама идет,
И. Ижакевич, 1898 г.

 Адрес: г. Киев, ул. Грушевского, 6.  

Телефон: +38 (044) 228-64-29.

Время работы: ежедневно, но с разным временем работы: среда, четверг, воскресенье - 11:00-17:00; пятница - 12:00-19:00; суббота - 11:00-18:00

Национальный художественный музей Украины начал свою историю в 1899 году (тогда он имел название "Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича".

Коллекция Национального художественного музея Украины - наиболее широкое и полное собрание отечественного изобразительного искусства в мире. В экспозиции музея представлены шедевры украинской живописи, скульптуры и графики полутора тысяч лет – начиная от времен Киевской Руси и до современности. В нем представлены работы всех мастеров, которые имели отношение к Украине. Здесь имеются образцы декоративно-живописного искусства, иконы и старинные «парсуны»-портреты, произведения Т.Шевченко, Н.Пимоненко, Г.Нарбута, А.Мурашко, В.Кричевского...

В музее хранится одна из лучших в Украине коллекция иконописи, которая открывается раритетом ХІІ в. - полихромным деревянным рельефом «Святой Георгий с житием», сочетающим византийские и романские мотивы. Средневековье в экспозиции представлено классическими образцами иконописи ХІV-ХVІ столетия из Западной Украины.

Чрезвычайно ценной также является коллекция украинского искусства эпохи барокко – картины, иконы, коллекция полихромной скульптуры, старопечатных книг.

Особым собранием является коллекция украинского авангарда ХХ века – произведения знаменитого сценографа А. Петрицкого, конструктивиста В. Ермилова, футуриста О. Богомазова. Экспозиция представляет украинское направление в творчестве таких признанных мастеров авангарда, как А.Экстер, А.Архипенко, Д.Бурлюк.

Музейная коллекция более поздних десятилетий, до 1990-х годов включительно, отображает разнообразие направлений и течений: от соцреализма до постмодернизма. В числе представленых здесь мастеров - О.Шовкуненко, М.Глущенко, С.Шишко, Т.Яблонская и многие другие.


 Марина Скирда,
заместитель генерального директора
Национального художественного музея Украины
Заместитель генерального директора
Национального художественного музея Украины
Марина СКИРДА:

«ИСКУССТВО ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШАХ

ЧУВСТВО СОПРИЧАСТНОСТИ
К СВОИМ СОКРОВИЩАМ»

О себе она говорит: «Я – из семьи искусствоведа и художника, все мои ближайшие родственники также происходят из этой среды. Поэтому можно сказать, что родилась я в Художественном институте. И когда в первом классе все дети писали сочинение на тему «Кем ты хочешь быть?», То я предпочла стать не космонавтом, не врачом, не учительницей, а именно искусствоведом».

А уж когда она, Марина Скирда, закончила тот же Художественный институт, в котором «родилась» (теперь это Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), то сразу же была уверенна и в следующем шаге: она будет работать непременно в музее, а еще конкретнее – на ниве музейного просвещения. С тех пор пройдет немало лет, но до сих пор ее, сейчас уже заместителя генерального директора Национального художественного музея Украины Марину Юрьевну СКИРДУ, не оставляет это, еще из собственного детства, любопытство: зачем люди приходят в музей? Что они хотят от музея? И как создать ту среду, в которой люди чувствуют себя в музее адекватно, комфортно?

Национальный художественный музей Украины.
Современный вид

Выставка произведений Нико Пиросманашвили. 2006

— Марина Юрьевна, но действительно: зачем люди приходят в музей?

— Можно ответить просто: не только для того, чтобы послушать то умное и увидеть то интересное, но и – главное! – чтобы почувствовать и пережить что-то важное для себя, стать ближе к художественным произведениям, почувствовать собственную причастность к ним.

А можно и окунуться глубже в ваш вопрос... Мне, например, приходит в голову такой факт. Лет 10 назад авторитетные бизнесмены Европы собрались на свой конгресс, чтобы обсудить... «музейный вопрос». Они, «сухие прагматики», спросили себя: какое место занимает в социуме музей? И с чисто прагматических соображений сошлись во мнении: надо всячески поддерживать музеи, помогать им материально.

Почему? Потому что, утверждали бизнесмены, традиционное образование в Европе, какое бы прекрасное оно ни было, все же «выдает» человека старой формации, специалиста «вчерашнего» естества и мышления. Но для того, чтобы произошел качественный скачок общества в своем развитии, нужен качественно новый человек, нужны новые Эйнштейны и Пифагоры. Если бы у социума появилось свежее, нестандартное мышление, чтобы наука, бизнес, технический прогресс в целом продвигались вперед, то общее, базовое образование общества должно расширить свои гуманитарные коридоры. И именно искусство выступает здесь на передний план.

— Марина Юрьевна, вы почти дословно повторили мнение Папы Римского Бенедикта XVI, который недавно отметил: «Прогрессу, для того, чтобы быть действительно прогрессом, требуется моральный рост человечества».

— Возможно, наше общество еще не поняло этого до конца, а сегодняшний отечественный бизнес еще не дорос до европейского уровня осознания роли и места искусства в экономических успехах, однако подвижнические поступки наших древних и не очень предков не раз доказывали, что именно с их помощью украинское общество двигалось к своему «нравственному росту», к успеху. Об этом свидетельствует и история Национального художественного музея Украины.

— Что, кого именно имеете в виду?

Киевский художественно-промышленный и научный музей
имени императора Николая Александровича. 1911 год

Установка памятного знака Николаю Беляшивскому.
Скульптор А. Кущ, архитектор А. Стукалов. 1987 год

— Заслуживает внимания уже хотя бы тот факт, что музей был основан усилиями украинских промышленников и интеллигенции в конце XIX века как первый общедоступный музей Киева. Именно эта идея, подчеркиваю, сплотила промышленно-интеллектуальную элиту. Во главе инициативной группы стоял известный промышленник, коллекционер и меценат Богдан Ханенко. Даже невзирая на то, что тогдашняя городская и губернская власть выдала предписание: «В учреждении подобного рода потребности в крае не имеется», группа энтузиастов концентрировала усилия, создала даже специальное Общество древностей и искусств, чтобы иметь возможность накапливать средства для строительства музея. Был объявлен конкурс на лучшую постройку, параллельно велась разведка относительно того, где именно можно построить музей. В конце концов, здание музея было построено по проекту московского архитектора Петра Бойцова в неоклассическом стиле. А дорабатывал проект известный киевский зодчий Владислав Городецкий. Скульптурное убранство фасада выполнено мастерской Элио Саля, именно благодаря ему у парадного входа появились наши славные львы, и многие из киевлян так и называет сегодня художественный музей: «Дом со львами».

Но что интересно: музей строился на общественные средства и, если взглянуть на общую смету расходов, то нетрудно заметить, что больше всего денег на постройку внесла семья промышленников Терещенко. От Терещенко поступили и первые подарки для коллекции вновь созданного музея – скажем, картина Шишкина «Дубовая роща». Художественные произведения, заметим, стоили в то время слишком дорого...

— Поэтому можно сказать, что именно подвижничество стало залогом основания и двигателем дальнейшего развития художественного музея?

— Да, и не только, кстати, нашего музея. На протяжении своей истории музей несколько раз менял собственное имя и профиль, но на каждом повороте непростой и извилистой истории его всегда встречали все новые и новые энтузиасты-подвижники. В изменении названий музея отразились сложные процессы жизни страны и определенные этапы становления отечественного музейного дела. В частности, по названиям можно проследить, как менялся профиль коллекции и как отдельные части первичного собрания отходили, чтобы стать основой для рождения других музеев Киева. Их выросло пять из одного нашего корня. Скажем, нынешний Национальный музей истории Украины. А из коллекции нашего бывшего отдела «Древний Киев» образовался музей истории Киева, который, к сожалению, сейчас не работает, не доступен для посетителей. Еще в 1914 году в нашем музее состоялась первая выставка Тараса Шевченко-художника. Это была попытка тогдашних энтузиастов собрать воедино все или почти все его работы. Выставка имела огромный успех, был создан целый отдел Шевченко-художника. Но когда основался Национальный музей Тараса Шевченко, то, конечно же, практически вся его коллекция переехала на бульвар Тараса Шевченко, где и поселился музей Кобзаря. Последней выделилась от нас в отдельную музейную ветвь коллекция декоративного искусства – сначала на правах филиала, а с 60-х годов – в Национальный музей украинского народного декоративного искусства.

Зал барочного искусства

Зал парадного портрета

— А кто из энтузиастов, кроме Терещенко и Ханенко, которых вы уже назвали, развивал собственно художественный музей, добывал ему славу?

— Среди первых следует назвать Викентия Хвойку – первооткрывателя трипольской культуры, многочисленных старокиевских находок. Именно на его коллекции основывалась выставка, которая была развернута в недостроенном еще помещении Киевского городского музея древностей и искусств в августе 1899 года по случаю XI Всероссийского археологического съезда. Эта выставка так и не закрывалась на протяжении следующих пяти лет, пока тут же не стала первой экспозицией в освященном уже, торжественно открытом музее, который к тому времени получил новое название – Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича. А сам Хвойка возглавил археологический отдел музея.

Новая волна энтузиазма влилась с приходом сюда директором Николая Биляшивского. Открылось новое направление деятельности – историко-бытовое. Еще с тех пор и до сегодня музей утверждался как научно-исследовательский институт, который собирает, накапливает и пропагандирует все историческое наследие Украины. Здесь проводились экскурсии и читались лекции даже в самые суровые времена гражданской войны, даже в «сокращенном» варианте времен первой и второй мировых войн, когда основные фонды эвакуировались. Невозможно не вспомнить Даниила Щербаковского, подвижника музейного дела, он занимался древностями времен гетманщины, казачества, иконами и церковной утварью, осуществлял научные экспедиции Украины и собирал все, что мог собрать... Чуть позже к очень мощной команде сотрудников музея присоединился молодой, но уже известный искусствовед Федор Эрнст, который возглавил художественный отдел.

Зал искусства середины 19 века

Зал иконы

— Очевидно, в то время дело это было не из легких...

— Можно даже сказать – героическое. Храмы массово разорялись, поэтому Щербаковский, например, находясь в действующей армии, собирал древности, паковал их буквально в ящики из-под снарядов и переправлял в музей... Между тем надвигались голодные годы, начался, так сказать, обратный процесс: художественные ценности стали изымать из музеев в пользу голодающих. Изымались грубо – на физический вес, бесценное измерялось на пуды. Так, взвесив на весах, забрали, например, золотой напрестольный крест Богдана Хмельницкого...

Конечно, музейные сотрудники решались кое-что отстаивать. А сами, кстати говоря, очень страдали, жили впроголодь. Немного спасал небольшой огород, который обустроили на заднем дворе музея – там сейчас пристройка к основному корпусу.

Кстати, не меньшей смелости и самоотверженности понадобилось сотрудникам музея и в послевоенные годы и во времена так называемого развитого социализма. Их старания не остались напрасными: музейные экспозиции до сих пор хранят то, что в свое время удалось сохранить им.

Монографический уголок Николая Пимоненко

Зал Александра Мурашко

— Например?

— В 50-х годах прошлого века в музей пришла новая активная команда. Она дала научной работе новый импульс, в частности, хотела организовать отдел украинской старины. Но музею как «идеологическому учреждению» советской эпохи никак нельзя было демонстрировать те же иконы, например. До чего додумались? В одном из залов – в некоем укромном уголке – обустроили экспозицию древностей. Но когда из партийных органов появлялась какая-то проверка, то зал легко перекрывался, ибо не входил в общую анфиладу смотровых залов. Вот так Киев впервые увидел удивительную коллекцию древностей, начиная со средневековых икон.

Нечто подобное происходило и в 60-х годах, когда началось оживленное движение по открытию украинских имен в художественном искусстве – таких, скажем, как Федор Кричевский, Анатоль Петрицкий или Александр Мурашко. «Военная хитрость» же музейных работников состояла в том, что они открывали двери для своих знакомых и родственников или художников и искусствоведов задолго до начала работы и знакомили их с теми произведениями, которые «не вписывались» в схему социалистического реализма. Так постепенно «новое искусство пошло в массы» и уже никто и никак не мог на это повлиять.

Хотя, честно говоря, сейчас очень странно, даже комично выглядят старые фотографии, на которых изображены такие вот музейные «хитрости» или зарубежные выставки в наших залах. Посмотрите, вот, например, уникальная выставка изысканного китайского декоративного искусства на фоне стационарной экспозиции картин с изображением Ленина или ударных пятилеток...

Федор Кричевский. Невеста

— А все же в 70-80-х годах очередь к художественному музею тянулась от Европейской, то есть Комсомольской в то время, площади...

— В конце 60-х к старому помещению музея стали делать пристройку. Такое расширение площади позволило принимать интересные международные проекты – выставки из коллекции Арманда Хаммера, музея Тиссена-Борнемисы, сокровищ Тутанхамона... В результате музейных экспедиций пополнялась коллекция икон, которые и поныне остаются жемчужиной нашей коллекции.

В те годы весь мир переживал музейный бум. Люди ждали от музея очень многого. Ходили на выставки, лектории, посещали тематические клубы. Та волна просвещения выплеснулась и в наш день.

— Так с чем же, наконец, пришел Национальный художественный музей в этот, наш день?

— На сегодня он – самое репрезентативное собрание отечественного изобразительного искусства в Украине и мире. Коллекция музея насчитывает более 40 тысяч экспонатов, среди которых шедевры украинской живописи, скульптуры и графики со времен Киевской Руси до наших дней. Собрание музея пополняется по сей день, свое отражение в нем находят и новейшие течения живописи конца ХХ – начала ХХI века. Работаем над тем, чтобы отечественное искусство стало близким и понятным людям, чтобы сформировать в их душах чувство причастности к этим сокровищам.

Занятия по программ
«Школа и музей: вместе учиться интереснее»

Занятия Художественной мастерской

Детский праздник «Играем в музей», июнь 2008

Музейный пленэр
в рамках выставки Б. Рапопорта «Мастерская пейзажа»,
Июнь 2008

— Насколько удается это вам? Насколько и для кого, прежде всего, интересен художественный музей сегодня?

— Предлагаем посетителям три вида просветительских программ. Первый из них – программы традиционные: экскурсии, лекции, тематические циклы, связанные между собой определенной логикой. Второй тип программ предназначен для тех, кому мало просто послушать, кому хочется проявить свою творческую потенцию в изучении художественных произведений. Поэтому есть программа развития мышления средствами изобразительного искусства для первоклассников. Есть также клуб для взрослых: «Искусство – пространство для общения». Здесь собираются для того, чтобы принять участие в обсуждении произведений, в творческой дискуссии, в «мозговой атаке». А третий тип программ – это, собственно, художественная мастерская. Для тех, кому уже мало послушать, мало поговорить, но кто стремится творить собственными руками. Такая художественная мастерская работает как для четырехлетней малышни, так и для людей почтенного возраста.

А еще есть детские праздники, выставочные просветительские проекты. Собственно говоря, в последнее время музей очень мощно меняется, предлагает все новые и новые идеи, новое видение искусства в сегодняшнем социуме. Мы обязаны держать руку на пульсе времени, показывать не только свою коллекцию, но и то, что происходит в современном художественном процессе. Сотрудничаем практически со всеми культурными центрами зарубежья, которые представлены в Украине. Словом, музей сегодня – это и мощный центр сохранения и презентации отечественного искусства, это и выставочный центр, и просветительский центр.

Жаль, что средняя и высшая школы слишком вяло используют те богатства, которыми обладает музей. Конечно, мы делаем собственные шаги навстречу образовательным учреждениям. Действует специальная программа «Музей и школа: вместе учиться интереснее». Она позволяет учителю раз-два в год прийти в музей и провести здесь урок, передав детей в надежные руки ученых. Работаем и с высшей школой: имеем отдельные лекционные циклы для художественных вузов, для студентов гуманитарного направления и для «технарей».

Кстати, выстраиваем всю эту работу не только на традиционном искусстве, потому как нельзя говорить с молодежью, опираясь только на старые, пусть даже и лучшие художественные образцы дня вчерашнего. Мы всегда открыты для новаций. Вон, видели, как с самого утра ребята удобно уселись по всем закоулкам фойе первого этажа? Показываем видео-арт. Для всех нас это нечто новое, необычное. Поэтому и манит молодежь. А уж когда пришла она сюда, то рядом с модной новацией увидит и классику, зацепится за нее взглядом...

Иными словами, стремимся создать именно ту среду, в которой наши посетители должны чувствовать себя в музее адекватно и комфортно ради собственного же «нравственного роста», ради «качественного скачка общества», о чем говорил Папа Римский и о чем заботятся дальновидные бизнесмены Европы.

Беседовал Владимир ТАРАСЮК.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Ноябрь 2010.



Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская» Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»

Киево-Печерский историко-культурный заповедник Киево-Печерский историко-культурный заповедник

 Музей исторических драгоценностей Музей исторических драгоценностей

Музей микроминиатюр Николая Сядристого Музей микроминиатюр Николая Сядристого

Национальный музей истории Украины Национальный музей истории Украины

Киевский музей русского искусства Киевский музей русского искусства

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства) Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства)

«Шоколадный домик» (филиал Киевского музея русского искусства) «Шоколадный домик» (филиал Киевского музея русского искусства)

Национальный художественный музей Украины Национальный художественный музей Украины

Музей народной архитектуры и быта (Пирогово) Музей народной архитектуры и быта (Пирогово)

Мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» Мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

Национальный музей «Чернобыль»  Национальный музей «Чернобыль»

Национальный музей литературы Украины Национальный музей литературы Украины

Mузей книги и книгопечатания Украины Mузей книги и книгопечатания Украины

Национальный музей украинского народного декоративного искусства Национальный музей украинского народного декоративного искусства

Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины

Музей голограмм Музей голограмм

Музей «Золотые Ворота» Музей «Золотые Ворота»

Музей «Андреевская церковь» Музей «Андреевская церковь»

Музей «Кирилловская церковь – памятник архитектуры XII века» Музей «Кирилловская церковь – памятник архитектуры XII века»

Национальный научно-природоведческий музей Национальный научно-природоведческий музей

Музей ФК «Динамо» Музей ФК «Динамо»

Киевский мемориальный дом-музей Михаила Булгакова Киевский мемориальный дом-музей Михаила Булгакова

Музей одной улицы Музей одной улицы

Аптека-музей Аптека-музей

Международный музей украинской вышивки Международный музей украинской вышивки

Музей истории Михайловского монастыря Музей истории Михайловского монастыря

Историко-архитектурный памятник-музей «Киевская крепость» Историко-архитектурный памятник-музей «Киевская крепость»

Мемориальный музей академика медицины Н. Стражеско Мемориальный музей академика медицины Н. Стражеско

Национальный музей медицины Украины Национальный музей медицины Украины

Музей Украинской Народной Республики (УНР) Музей Украинской Народной Республики (УНР)

Национальный музей \ Национальный музей "Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине"

Музей советской оккупации Музей советской оккупации

Музей культурного наследия Музей культурного наследия

Кабинет-музей Вячеслава Черновола Кабинет-музей Вячеслава Черновола

Государственный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы» Государственный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы»

Музей Шолом-Алейхема Музей Шолом-Алейхема

Мемориальный музей Валерия Лобановского Мемориальный музей Валерия Лобановского

Центральный музей Вооруженных сил Украины Центральный музей Вооруженных сил Украины

Центральный музей Государственной пограничной службы Украины Центральный музей Государственной пограничной службы Украины

Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара»

«Мамаева Слобода» - казацкий уголок в Киеве «Мамаева Слобода» - казацкий уголок в Киеве

Музей гетманства Музей гетманства

Музей авиации Музей авиации

Музей воды (водно-информационный центр) Музей воды (водно-информационный центр)

Музей пожарного дела Музей пожарного дела

Национальный музей Т. Г. Шевченко Национальный музей Т. Г. Шевченко

Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины

Педагогический музей Украины Педагогический музей Украины

Политехнический музей КПИ Политехнический музей КПИ

Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского

Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко в Киеве Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко в Киеве

Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченка «Хата на Приорке» Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченка «Хата на Приорке»

Киевский музей А. С. Пушкина Киевский музей А. С. Пушкина

Киевский литературно-меморальный музей Максима Рыльского Киевский литературно-меморальный музей Максима Рыльского

Музей выдающихся деятелей украинской культуры - Леси Украинки, Михаила Старицкого, Николая  Лысенка, Панаса Саксаганского Музей выдающихся деятелей украинской культуры - Леси Украинки, Михаила Старицкого, Николая Лысенка, Панаса Саксаганского

Киевский литературно-мемориальный музей-квартира П.Тычины Киевский литературно-мемориальный музей-квартира П.Тычины

Литературно-мемориальный музей-квартира Н. Бажана Литературно-мемориальный музей-квартира Н. Бажана

Дом-музей Марии Заньковецкой Дом-музей Марии Заньковецкой

Музей мастерская Ивана Кавалеридзе Музей мастерская Ивана Кавалеридзе

Музей-квартира композитора В. Косенко Музей-квартира композитора В. Косенко

Музей поэта Дмитрия Луценко Музей поэта Дмитрия Луценко

Музей хлеба Музей хлеба

Музей главной астрономической обсерватории Украины Музей главной астрономической обсерватории Украины

Музей Киевской обсерватории Музей Киевской обсерватории

Музей игрушки Музей игрушки

Музей почты Музей почты

Музей телевидения Музей телевидения

Музей циркового искусства Музей циркового искусства

Музей Магдебургского права (Музей истории киевского самоуправления) Музей Магдебургского права (Музей истории киевского самоуправления)

Музей подарков Киевской мэрии Музей подарков Киевской мэрии

Музей пчеловодства Музей пчеловодства

Музей истории киевской благотворительности (домик Петра Первого) Музей истории киевской благотворительности (домик Петра Первого)

Музей истории Святошинского района Музей истории Святошинского района

Государственный историко-мемориальный заповедник \ Государственный историко-мемориальный заповедник "Лукьяновское кладбище"

Музей восковых фигур Музей восковых фигур

Музей истории туалета Музей истории туалета

Музей истории канализации г.Киева Музей истории канализации г.Киева

Музей вторсырья Музей вторсырья

Музей киевского метрополитена Музей киевского метрополитена

Музей украинской иконы \ Музей украинской иконы "Духовные сокровища Украины"

Музей современного искусства Музей современного искусства

Культурно-художественный и музейный комплекс \ Культурно-художественный и музейный комплекс "Мистецкий Арсенал"

Центр современного искусства «Пинчук Арт Центр» Центр современного искусства «Пинчук Арт Центр»

Музей спортивной славы Украины Музей спортивной славы Украины

Археологический музей Археологический музей

Музей истории Михайловского монастыря Музей истории Михайловского монастыря