Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Железнодорожный вокзал. Киев. Начало ХХ в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Железнодорожный вокзал. Киев. Начало ХХ в.
Среда, 22 Ноября 2017

Театры Киева > Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко

     

Здание театра Соловцова
по проекту Е.П.Брадтмана.
1898 год

Иван Франко. 

Музично-драматичне рококо
"Наталка Полтавка" ,
муз. М.Лисенко, О.Скрипка.

 Адрес: г. Киев, пл. Ивана Франко,3.

Телефон: +38 (044) 2795921, 2795991. 

Один из самых известных украинских театров возник в январе 1920 г. в Виннице. Возглавил его выдающийся украинский художник Игнат Петрович Юра. Открытие театра состоялось 28 января 1920 спектаклем «Грех» известного писателя и государственного деятеля В. Винниченко. По тогдашнему возрасту исполнителей это была труппа молодежная. В труппу молодого театра входили известные впоследствии актеры: А. Бучма, И. Гирняк, А. Добровольская, М. Крушельницкий, Ф. Барвинская, П. Нятко, и др. В 1923-26 гг. труппа работала в Харькове, став достойным конкурентом известного театра «Березиль» Леся Курбаса. С 30.9.1926 г. театр работает в Киеве, в помещении бывшего театра «Соловцов». Первым спектаклем на этой сцене стал «Вий» по сценарию Остапа Вишни.

Существующее здание театра было построено в 1898 г. на месте пруда в усадьбе известного киевского профессора-медика М. Меринга. После смерти предприимчивого врача, владевшего большим участком в самом центре города, на этой территории прокладывается и застраивается целый новый район. Театральное помещение было сооружено по проекту известных киевских архитекторов Е. Брадтмана и Г. Шлейфера.

Первоначальное название театра – «театр Соловцова» - связано с псевдонимом его владельца, актер и антрепренера, орловского дворянина Николая Федорова. Обосновавшись в Киеве с труппой, он создал очень прочный коллектив, спаянный подчас только честным словом: «соловцовцы» не подписывали контрактов, доверяя честному слову. Театр Соловцова пользовался заслуженной популярностью в дореволюционном Киеве: в частности, в воспоминаниях молодых киевлян того времени – К. Паустовского, М. Булгакова, А. Вертинского – говорится о впечатлении, которое производили на них постановки театра. На сцене театра играли в те годы актеры, которые впоследствии стали известны на московских сценах: И. Берсенев, Л. Леонидов, М. Тарханов, Н. Радин.

Сам Соловцов скончался в 1902 г. после его смерти популярность театра не угасла. После национализации в 1919 г. театральная площадка стала вторым театром УССР им. Ленина. 1 мая 1919-го в театре выдающимся режиссером К. Марджановым был поставлен «социально значимый» спектакль «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Блестящая игра актеров, постановка и сценография обеспечили этому спектаклю одно из выдающихся мест в театральной истории ХХ века.

После получения «прописки» в здании соловцовского театра «франковцы» активно знакомили зрителей с украинской драматургией, бурно развившейся в течение 1920-х и первой половины 1930-х годов: пьесами Н.Кулиша, И.Микитенко, И.Кочерги, О.Корнейчука, Л.Первомайского и других. В труппу влились такие выдающиеся артисты, как И.Марьяненко, Д.Милютенко, Н. Ужвий, Ю. Шумский, А. Борисоглебская, В. Добровольский, П. Нятко, Е. Пономаренко, Н. Яковченко.

В период 1941-43 гг. коллектив театра работал в эвакуации в Средней Азии, участвовали в выездах на фронт, активно снимались в кино.

Страшной киевской осенью 1941 года разрушение центральных кварталов города остановилось буквально возле здания театра. Однако помещение сильно пострадало, и полтора десятилетия было малопригодно для выступлений. В ходе реконструкции 1950-х годов на здании появился третий этаж, оно лишилось части «упаднического» декора, стало сухим и строгим.

Гнат Юра руководил коллективом театра им. Франко 46 лет – до 1966 года. В 1930-х коллектив прославился талантливыми постановками мировой классики – «Женитьба Фигаро», «Приключения бравого солдата». «Дон Карлос», «Борис Годунов». В 1940 году театр получил звание «Академического».

В 1940-70-х годах в театре работали режиссеры Б. Норд, Б. Тягно, Б. Балабан, В. Ивченко, В. Гаккебуш, В. Оглоблин, В. Крайниченко, В. Харченко, В. Скляренко, Д. Лизогуб, Б. Мешкис, А. Барсегян, Д. Чайковский, С. Смеян и другие.

В постановках проявился талант композиторов Н. Пруслина, Ю. Мейтуса, С. Жданова, К. Данькевича, Л. Ревуцкого, П. Козицкого, В. Рождественского, А. Филиппенко, А. Билаша, М. Скорика и других.

В 1987-2001 гг. режиссером театра был Сергей Данченко. Именно тогда сформировалась нынешняя «гвардия» известных актеров: Богдан Ступка, Степан Олексенко, Юлия Ткаченко, Станислав Станкевич, Анатолий Хостикоев и Наталья Сумская, Богдан Бенюк, Ирина Дорошенко, Полина Лазова, Людмила Смородина, и многие другие. В 2002 г. Богдан Ступка стал художественным руководителем театра.

В нынешнем репертуаре театра – «Энеида» и. Котляревского, и «Тевье-Тевель» Шолом-Алейхема, «Белая ворона» Ю. Рыбчинского, «Крошка Цахес» Т. Гофмана. А еще – «Мастер и Маргарита», «Три Сестры», «Пигмалион», «Швейк» и «Король Лир».

Популярными являются спектакли «Отелло» (режиссер В. Малахов), «Кармен» (режиссер А.Жолдак-Тобилевич), «Мама, или невкусное произведение в двух действиях» польского драматурга и прозаика С. Виткевича (режиссер З. Наймола), «Букварь мира» Г. Сковороды (режиссер А. Ануров), «Ревизор» (режиссер И. Афанасьев), и особенно, постановки выдающегося грузинского режиссера Р. Стуруа «Царь Эдип» Софокла и режиссера Г. Гладия (Канада) пьесы современного английского драматурга Терри Джонсона «Истерия» - о последнем периоде жизни Зигмунда Фрейда. С 2002 года успешно работает Театр в фойе. Сегодняшний репертуар обозначен жанровой разнообразием. На сцене идут как психологические произведения, так и пьесы комедийного плана, ряд музыкальных спектаклей. Усилилось и внимание к современной драматургии. 

По инициативе Б.Ступки при театре была создана экспериментальная сцена «Театр в Фойе», которая не только приобрела популярность среди зрителей, но и стала своеобразной лабораторией поисков новых выразительных средств, режиссерских решений и драматургических открытий. В репертуаре Театра в Фойе более 10 названий: инсценизация новеллы И. Франко «Увертюра к свиданию», первопрочтение на Украине пьесы А. Стринберга «Отец», моноспектакль «Приданное любви» Г. Маркеса, поэма Дж.Байрона «Каин», практически не имеющая сценической истории, «Зачарованная Десна» А.Довженко, «Дредноуты» Е.Гришковца, «Сара Бернар - вопреки всему» З. Хшановського, «Двор Генриха III» А. Дюма, «Все мы - кошки и коты» М. Залите, «Голодный грех» по новелле В. Стефанека «Новина», «На поле крови» Л. Украинки.


Театр им. Ивана Франко
гостеприимно приглашает зрителей
Художественный руководитель театра,
народный артист Украины Богдан СТУПКА:

«ЕСЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ ВЫШЕЛ ЧУТОЧКУ ЛУЧШЕ, — ТО ТЕАТР ИМЕЕТ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ»

27 марта 2010 года — в Международный день театра — Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко отметил свое 90-летие. А первый спектакль по пьесе Владимира Винниченко «Грех» театральная труппа созданного театра под руководством Гната Юры показала 28 января 1920 года в Виннице. В состав труппы тогда вошли актеры, которые впоследствии стали славой и гордостью украинского театра, среди них — Амвросий Бучма, Иосиф Гирняк, Марьян Крушельницкий... Уже в первый сезон театр показал 23 премьеры. В 1923 году он переехал в Харьков, бывший в то время столицей Советской Украины, а с 1926 года, вслед за переносом столицы в Киев, переехал в ту бело-голубую обитель, где «живет» и сегодня. Перерыв франковцы сделали только на период оккупации Киева фашистскими войсками, во время войны театр находился в Семипалатинске.

Рассказывает Наталья Пономаренко, руководитель литературно-драматической части театра:

— За годы существования театр прошел интересный, сложный и очень увлекательный путь. В 30-х годах сформировалась школа театра. А наиболее сильный толчок для развития и подъема традиций театр получил тогда, когда им руководил наш учитель Сергей Данченко. Он разработал модель «национального театра» — театра высокого стиля, где нет ничего лишнего, где пиетет остается за национальным наследием. Но также — говорил Данченко — без лучших мировых достижений национальный театр существовать не может. Поэтому в репертуаре театра пьесы Софокла и Шекспира, Шолом-Алейхема и Бернарда Шоу, национальная классика и пьесы современных драматургов. Театр охватывает все сценические жанры — от психологической драмы до мюзикла. И сегодня театр имени Франко придерживается идеи, которую еще высказали Чехов и Станиславский, — доминантой театрального представления является жизнь человеческого духа, главный вопрос: ради чего человек приходит в этот мир? И ответ: чтобы сделать его лучшим. Театр не должен решать вопросы настоящего, об этом можно прочитать в ежедневных газетах, национальный театр стремится достучаться до души человека.

Сегодня девиз театра имени Франко подтвердил его художественный руководитель с 2001 года, народный артист Украины Богдан Ступка: «Если один человек после спектакля вышел немного лучше, если он задумался над тем, как ей жить дальше, то театр имеет право на существование».

Сцены из спектакля «Тевье-Тевель»

Один из знаковых спектаклей театра имени Франко — «Тевье-Тевель» по одноименному произведению Шолом-Алейхема. В декабре прошлого года франковцы отпраздновали 20-летие спектакля. Наверное, иногда так случается, что определенным образом располагаются звезды на небе, а в отдельно взятом театре собираются «звезды» своего дела: драматург Григорий Горин, режиссер-постановщик Сергей Данченко, сценограф Даниил Лидер и исполнитель главной роли — бессменный исполнитель Тевье — Богдан Ступка. И сегодня этот спектакль пользуется неизменным успехом у зрителей, люди иногда занимают очередь с шести часов утра, ждут, пока откроется касса, чтобы взять билеты. Это ли не свидетельство действительно народной любви зрителей к национальному театру?

Впрочем, на сцене театра имени Франко «родилось» немало спектаклей, ставших знаковыми для театра и культовыми для зрителей. Это и мюзикл «Белая ворона» Юрия Рыбчинского, и «Мастер и Маргарита» Булгакова (неизменный Воланд — прекрасный Анатолий Хостикоев, которого немало театральных критиков называют лучшим исполнителем роли Воланда).

Нередко берутся режиссеры театра и за Шекспира. Это и «Укрощение строптивой» в постановке Сергея Данченко, и «Отелло» (художественная идея Анатолия Хостикоева), и «Ромео и Джульетта». В последнем спектакле задействовано самое младшее поколение франковцев.

Госпожа Наталья рассказывает:

Сцена из спектакля
«В воскресенье рано зелье копала…»

— Богдан Ступка — очень азартный человек, да еще и понимает актерскую душу, поэтому он как художественный руководитель театра пытается создать такие условия для молодых актеров, чтобы все имели работу. За последние 10 лет к нам пришло более 20 молодых актеров, и каждый из них имеет дебюты и роли. Например, актриса, которая сегодня играет Джульетту, завтра выходит на сцену в танцах в Тевье-Тевель. Отлично показали себя молодые актеры в премьере прошлого сезона «В воскресенье рано зелье копала...» по повести Ольги Кобылянской. Несмотря на свой солидный возраст, Богдан Сильвестрович относится к тем художникам, которые поддерживают своеобразные и даже, порой, необычные идеи, интересуется различными направлениями в театральном искусстве, и идут на смелые эксперименты.

— Какие творческие планы у театра имени Франко на 91-й сезон? — спрашиваю у госпожи Натальи.

— Во-первых, это премьера спектакля «Буря» по одноименному произведению Уильяма Шекспира. Это последняя пьеса великого драматурга, одно из самых мистических его произведений, с которым связано много легенд в театральном мире. Режиссером выступает Сергей Маслобойщиков. Готовим также спектакль по роману Никоса Кандзанакиса «Грек Зорба». И еще есть одна интересная задумка... Игорь Афанасьев, который поставил мюзикл «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит», недавно написал роман о легендарном казацком кошевом атамане Иване Сирко, и теперь инсценировка романа готовится к постановке на нашей сцене. История жизни Сирка, жизнь, которая не закончилась... Достаточно будет сказать, что художником спектакля станет Сергей Якутович.

Еще один интересный эксперимент франковцев — Театр в фойе. Он открылся в 2001 году по инициативе художественного руководителя театра Богдана Ступки. Театр в фойе — экспериментальная сцена, построенная таким образом, что сценическая площадка может видоизменяться в зависимости от желания режиссера, сценографа, создателей спектакля. И в 90-й юбилейный сезон на этой сцене молодая режиссер Екатерина Чепура показала первую постановку пьесы Владимира Винниченко «Дорогу красе». Приятно, что юбилей театра, деятельность которого началась с творчества Винниченко, совпал со 100-летним юбилеем этой пьесы, написанной в 1910 году в Париже, но в силу разных обстоятельств никогда не шедшей на сцене.

Сейчас в Театре в фойе идет подготовка спектакля по драме Леси Украинки «Одержимая». Ставит ее режиссер Юрий Розстальный, в свое время на том же площадке поставил «На поле крови».

Сцена из спектакля «Назар Стодоля»

— Мы постоянно обращаемся к предшественникам, — говорит Наталья, — но вместе с тем стараемся смотреть в будущее и идти вперед. Таким образом, происходит перекличка эпох, драматургов и цивилизаций. Например, как дань памяти основателям театра, в нашем репертуаре есть спектакль «Назар Стодоля», впервые поставленный Амвросием Бучмой в 1941-м году в эвакуации в городе Семипалатинске. В честь основателя театра Гната Юры идет спектакль «Свадьба Фигаро» в переводе Гната Петровича. А «Пигмалион» Бернарда Шоу и «Кин IV» — это дань памяти доброму гению нашего театра Сергею Данченко.

Сцены из спектакля
«Два цветка цвета индиго»

Премьера 90-го сезона театра, которая стала событием в театральной жизни Киева и даже создала легкий фурор в эстетических кругах любителей сценического искусства, — «Два цветка цвета индиго», спектакль режиссера Александра Билозуба, посвященная двум художницам — украинке Екатерине Билокур и мексиканке Фриде Кало. Казалось бы, они такие разные, эти художницы, темпераментом, судьбами, пристрастиями и творчеством... Но, посмотрев спектакль «Два цветка», вы поймете, что все творческие люди неуловимо схожи между собой, так как всех их объединяет стремление сжечь себя на огне искусства, и все они находятся в состоянии «божественного одиночества», даже если окружены толпой людей («Божественное одиночество» — это еще один спектакль Александра Билозуба, история последних лет жизни Тараса Шевченко).

Сейчас Александр Билозуб готовит «песенный» спектакль «Украинский романс», поэтому будем с нетерпением ждать очередное эстетическое захватывающее действо.

Можно с уверенностью утверждать, что театр Франко успешно осуществляет и просветительскую деятельность: знакомит зрителя с жизнеописанием и творческой жизнью выдающихся людей. Также на его сцене нередко можно увидеть международные проекты, например, спектакли с участием канадского режиссера и актера украинского происхождения Григория Гладия («Истерия» Т. Джонсона) или спектакль грузинского режиссера Р. Стуруа «Царь Эдип» по трагедии Софокла.

Театр имени Ивана Франко заботится не только о потребностях взрослых зрителей. Например, с большим успехом в дневном репертуаре идет сказка «Котыгорошко» Анатолия Навроцкого. Ведь если ребенок будет с детства приучен — через сказку — к восприятию театра, то впоследствии он воспримет и Ибсена, и Софокла.

— Какие же проблемы теперь переживает Национальный академический драматический театр? — спрашиваю у госпожи Натальи.

— Главная проблема — это Малая сцена, которая уже строится 21 год, и никак не достроится. Самая большая трагедия для актера — когда он не может выйти на сцену, а на Малой сцене мы могли бы играть те эстетские, интеллектуальные спектакли — например, Генрика Ибсена, — которые не соберут массового зрителя, но они необходимы для роста мастерства и профессионального сознания самих актеров.

...Театр — это особое, полумистическое действо, которое происходит здесь и сейчас, это живое общение зрителя с актером, особое состояние и особый уровень духовности. Ведь завтра будет уже другое представление, даже если спектакль тот же, ибо состояние актера уже будет совсем другим. И это уже будет совсем другая история...

 Сцены из мюзикла «Едит Пиаф. Жизнь в кредит»  ...из спектакля «Шякунтала»  ...из спектакля
«Швейк»

И именно здесь, в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко, можно почувствовать как бьется живое сердце украинской культуры, ведь франковцы свято хранят в поколениях традиции, родившие украинский театр...

Громовица БЕРДНЫК, литератор.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Июнь 2010.



Киевский национальный академический театр оперы и балета Киевский национальный академический театр оперы и балета

Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко

Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion» Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion»

Киевский национальный академический театр оперетты Киевский национальный академический театр оперетты

Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки

Киевский Академический Молодой театр Киевский Академический Молодой театр

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Киевский академический театр юного зрителя на Липках Киевский академический театр юного зрителя на Липках

Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса

Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу

Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества

Национальная филармония Украины Национальная филармония Украины

Национальный дом органной и камерной музыки Национальный дом органной и камерной музыки

Дом Актера Дом Актера

Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко

Мастерская театрального искусства «Созвездие» Мастерская театрального искусства «Созвездие»

Киевский драматический театр на Подоле Киевский драматический театр на Подоле

Театр \ Театр "Золотые ворота"

Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие» Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие»

Театр-студия «Оксюморон» Театр-студия «Оксюморон»

Центр искусств «Новый украинский театр» Центр искусств «Новый украинский театр»

«МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр «МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр

Театр «Колесо» Театр «Колесо»

Киевский камерный театр-студия «Дивный замок» Киевский камерный театр-студия «Дивный замок»

Свободный театр Свободный театр

Театр «Модерн-балет» Театр «Модерн-балет»

Театр «Свободная сцена» Театр «Свободная сцена»

Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко

Новый театр на Печерске Новый театр на Печерске

Театр «Актер» Театр «Актер»

Муниципальный театр «Киев» Муниципальный театр «Киев»

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Театр марионеток Театр марионеток

Государственный театр пластической драмы на Печерске Государственный театр пластической драмы на Печерске

Театр-студия импровизации «Черный квадрат» Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

Открытый театр «Образ» Открытый театр «Образ»

Театральный центр Киево-Могилянской академии Театральный центр Киево-Могилянской академии

Киевский театр поэзии «Мушля» Киевский театр поэзии «Мушля»

Молодежный театр «Открытый Взгляд» Молодежный театр «Открытый Взгляд»

Центр современного искусства «Дах» Центр современного искусства «Дах»

Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ» Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ»

Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема

Женский театр «На Грушках» Женский театр «На Грушках»

"Светлый театр" (детский)

Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого

Цыганский музыкально-драматический театр «Романс» Цыганский музыкально-драматический театр «Романс»

Театр украинской традиции «Зеркало» Театр украинской традиции «Зеркало»

Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины

Театр-студия «Райдо» Театр-студия «Райдо»

Молодежный театр-студия «Papasony» Молодежный театр-студия «Papasony»

Dance Company Lelio театр Dance Company Lelio театр

Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ» Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ»

Театр «Серебряный Остров» Театр «Серебряный Остров»

Молодежная Театр-студия «С того света» Молодежная Театр-студия «С того света»

Народный театр «Арсенал» Народный театр «Арсенал»

Лазерный Театр «Lux Aeterna» Лазерный Театр «Lux Aeterna»

Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих