Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

г.Харьков, панорама старого города с Покровским монастырем 17 в., и Успенским собором 18 в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
г.Харьков, панорама старого города с  Покровским монастырем 17 в., и Успенским собором 18 в.
Среда, 18 Октября 2017

Театры Киева > Киевский академический театр кукол

  Кукольный театр Фонтан Дюймовочка около кукольного театра
Адрес: ул. Грушевского, 1а (Европейская пл.)
Телефон: +38044 278-58-08
Сайт http://www.akadempuppet.kiev.ua/ 

Старейший кукольный театр Украины. Основан в 1927 году как филиал Театра юного зрителя. Инициаторами создания театра были народный артист Александр Соломарский и актриса Ирина Деева. Но лишь через два года после открытия театр кукол был выделен из состава ТЮЗа.

Первоначально новый театр работал в помещении бывшего кинотеатра «Роте фане» (ул. Крещатик, 36). С 1936 года до начала войны он занимал нынешний Дом актера (ул. Ярославов вал, 7), а в 1955 году был переведен в здание бывшей Хоральной синагоги, где и пребывал до 1997 года, когда помещение было возвращено иудейской общине. Восемь лет после этого театр не имел своего помещения, странствуя по арендованным сценическим площадкам, пока в 2005 году не было построено нынешнее здание – настоящий сказочный дворец, одно из безусловно лучших сооружений современной архитектуры в Киеве. Акустика и оснащение нового театра являються одними из лучших в Европе.

Проект Киевского академического театра кукол разработал архитектор Виталий Юдин. Трехэтажное здание в форме сказочного замка со шпилями вмещает в себя два зала - на 300 и 110 человек. На первом этаже имеются детское кафе и… музей антикварных кукол, где марионеток всех времен и народов можно даже потрогать руками. На втором этаже кукольного замка «поселились» диковинные бабочки, тигры и драконы. А уж третий этаж - настоящее счастье для детворы: из-за каждого угла выглядывают волшебные герои сказок и мультфильмов.

В сказочном стиле оформлена и территория вокруг театра - забавные клумбы, лестницы, фонтаны, скульптуры сказочных персонажей. Усиливают эффект здание-башня находящегося неподалеку кафе, и бывшая водонапорная башня, где размещен Музей воды.

Все «актеры» кукольного театра – в прямом смысле «ветераны» сцены. Главные куклы остаются неизменными уже более 80 лет(!). Периодически их реставрируют, «коллектив» пополняется новыми фигурами, но столь почтeнный век «героев» делает представление еще более интересным.

Художественный руководитель театра - Петренко Николай Иванович.


Николай Иванович Петренко
Художественный руководитель — директор театра
Николай ПЕТРЕНКО:

«КУКЛА В ТЕАТРЕ — КАК НАМОЛЕННАЯ В ХРАМЕ ИКОНА»

Киевский академический театр кукол начал свой творческий путь в далеком 1927 году. Он — старейший профессиональный театр среди своих сценических родственников в нашей стране и СНГ и один из старейших профессиональных театров кукол Европы. Много поколений воспитали его Золушки и Буратино, Пиф и поросенок Чок, Кот в сапогах и Колобок, Котигорошко... А еще — осознание того, что детям театр нужен, что они его любят, что им в нем уютно.

Понятно, что богатая и щедрая биография театра породила и незаурядные его творческие традиции. Одна из них: в течение более восьми десятков лет он неизменно остается театром именно классической сказки. «Почему?» — С таким вопросом корреспондент медиа-центра «Первого экскурсионного бюро» обратился к художественному руководителю — директору Киевского академического театра кукол, заслуженному работнику культуры Украины Николаю Петренко.

– Потому что мы и до настоящего времени, и сейчас, и, думаю, в будущем — всегда придерживались и будем ревностно придерживаться именно классики, а не авангарда, — говорит Николай Иванович. — Классики и в драматургии, и в художественном воплощении — то есть в сценографии. Классической должна быть и музыка.

Почему делаем акцент на этом? А потому, что в художественных жанрах для детей ныне творится какой-то ужас. Особенно, если взглянуть на те мультфильмы, которые транслируются по телевидению, — о каких-то шреках, покемонах... Мне кажется, происходит странное нашествие на детскую психику, на маленького украинца. Пользы от этого никакой. Вот почему наш репертуар на 90% и состоит из чисто классических спектаклей. Это и украинские сказки — «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Многие спектакли также из западной классики, например, по произведениям Андерсена: «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка».

На мой взгляд, если спектакль рассказывает о зайчике, то и соответствующая кукла должна быть похожей на зайчика, если это лисичка, то она должна быть рыжей. Ибо когда на сцене открывается занавес, ребенок не должен чего-то пугаться, глядя на какое-то неизвестное чудовище. Наоборот: первые спектакли для маленьких призваны напоминать что-то реальное из домашнего обихода и окружающего их мира. Ведь театр кукол — он первый в жизни маленького зрителя. Переступая порог такого роскошного детского дворца, как вот наш, он надеется на встречу с прекрасным. И дизайнеры по интерьерам, художники здесь прекрасно сделали свое дело. Не случайно же за две работы в оформлении интерьеров Киевского академического театра кукол художник Костя Лавро получил Государственную премию имени Т.Г. Шевченко — именно за панно Пан Коцкий и Варежка, которые украшают вестибюли нашего театра.

Сказочный дворец — помещение Киевского академического театра кукол Панно «Пан Коцкий» — украшение одного из интерьеров театра Бронзовые скульптуры сказочных героев встречают гостей театра

– Николай Иванович, почему и насколько детям интересен кукольный театр?

– Потому что дома у ребеночка есть мишка, есть кукла. Но они не двигаются и не ходят, ничего не рассказывают и ничего не спрашивают. А тут куклы все умеют и ведут с малышом интересный разговор. Поэтому актеры, режиссеры, композиторы должны иметь незаурядные способности и талант, чтобы поставить для детей реалистичный спектакль, в который они поверят. Потому что детская аудитория — самая искренняя аудитория в мире, обмануть ее очень трудно. Мы с вами можем пойти во «взрослый» драматический театр. И когда нам что-то там не понравится, мы, в лучшем случае, досидим вежливо до антракта, похлопаем в ладоши и тихонько оставим зал. Ребенок же, если ее не захватить сценическим действом, как бы ему не приказывали: «Сиди тихо, здесь так интересно», — он все равно потеряет внимание и интерес. И это, можно сказать, будет полным провалом театра. Поэтому, не мной давным-давно сказано, что для детей в сто раз тяжелее работать, чем для взрослой аудитории. И слава Богу, что наш творческий коллектив, в котором 26 актеров, очень высокой профессиональной квалификации. Это и опытные мастера, которые уже достигли или вот-вот достигнут своего пенсионного возраста, и, конечно, творческая молодежь — выпускники Харьковской высшей школы и Национального университета имени Карпенко-Карого.

– Чем, по вашему мнению, отличается театр кукол от драматического?

– У нас нет «прим». Все актеры исполняют главные роли. Сегодня можно играть роль Золушки и Принца, а завтра — Бабочки, имея при этом статус заслуженного артиста. В этом, если хотите, проявляется клановая солидарность актеров. Собственно, за 25 лет, что я возглавляю театр кукол, пришел к твердому убеждению: самые демократичные у нас только две художественные среды — это театр кукол и цирк. Если, скажем, акробаты или атлеты цирка достигают своего пенсионного возраста, они не оставляют цирк, а продолжают работать в нем униформистами, смотрителями за животными, чтобы только остаться в своем родном коллективе. Тот запах и дух цирка — он уже остался с ними на всю жизнь. Так и в нашем жанре: в свое время все мы «впали в детство», и дай Боже, сил и здоровья, чтобы из этого детства не вернуться.

– А все же время от времени вам приходится возвращаться из детства...

– Ваша правда: раз в год театр выпускает новый кукольный спектакль для взрослых. Это наша древняя традиция — еще с тех времен, когда находились в помещении по улице Шота Руставели. И, должен сказать, такое «возвращение» во взрослый жанр дается довольно непросто, это напряженная работа, которая очень отличается от детских спектаклей. Для взрослых куклы играют или комедию, или серьезную мелодраму. Последняя из таких работ в репертуаре театра — «За двумя зайцами» Старицкого. Пользуется большим успехом. Один из самых любимых спектаклей взрослых зрителей — «Лесная песня» по произведению Леси Украинки...

– Известно, что, выехав со старого адреса по улице Шота Руставели, театр кукол долго оставался «бездомным». Не растеряли ли вы своего зрителя?

– Да, с 1997 года театр был лишен своего стационарного помещения, хорошо известного киевлянам еще с 1954 года, — это было помещение костела на улице Шота Руставели. Но восторжествовала историческая справедливость: культовое сооружение, длительное время использовавшееся не по назначению, вернули верующим. Я не говорю, что мы от этого пострадали. Не в том дело. Ведь если это костел, он и должен оставаться именно им.

Поэтому до 2005 года, не имея нового собственного помещения, театр и впрямь был странствующим. Ездили по школам, по детсадам. Но не теряли связь со зрителем. Мы активно работали по выходным дням, давали по два представления: в малом зале Национальной филармонии и на сцене Центра культуры и искусств МВД. Вместе со зрителями считали те дни, когда будет заложен первый кирпич в строительство вот этого замечательного дворца, где мы сейчас находимся. Наконец, это произошло 19 декабря 2004 года — в основание будущего дворца для детей была забита первая буро-набивная свая. Тогдашний Киевский глава Александр Омельченко заложил в фундамент свои 100 гривен, чтобы строительство было удачным. Так оно и случилось: ровно за один год, а именно 19 декабря 2005, этот семиэтажный чудо-дворец был введен в эксплуатацию. С тех пор мы дарим здесь своим маленьким зрителям волшебное сказочное искусство.

Экспозиция кукол театра
– Переехали ли сюда вместе с актерами и куклы?

– Конечно, их у нас около двух тысяч. Планировали сделать в этом дворце и большой музей кукол. Но строительная площадка все же имела ограничения по площади. Поэтому имеем только три крупных стенда в одном из вестибюлей, где постоянно меняем экспозицию. Дети с большим удовольствием и интересом рассматривают ее.

– А играют старые куклы в новых спектаклях театра?

– Спектакль «Приключения Пифа» и его героя-куклу — поросенка Чока — можно занести если не в Книгу рекордов Гиннеса, то в Книгу рекордов Украины уж точно: спектаклю более 40 лет... Я привел лишь один пример.

– Интересуются ли маленькие зрители, с чего, как начинается создание спектакля?

– Мы, конечно же, нередко рассказываем им об этом во время различных встреч. Как художник, режиссер, композитор постепенно воплощают свои творческие замыслы в эскизах, в рисунках кукол. Как изготавливается макет декораций. Как мастерская начинает создавать куклу...

Собственно, это довольно сложный процесс — месяц-полтора занимает изготовление только одной куклы. А бывает и 30 кукол в спектакле. На каждую вылепливается форма сначала из пластилина, затем — гипсовая... Мастерская, изготавливающая «механику», вкладывает туда всякие там пружинки рта, глаз... Девушки-мастерицы обшивают-одевают кукол... Это все ручная скрупулезная работа. А уж когда актеры берут в руки куклу, то вкладывают в нее еще и душу... И уже напоследок куклу заряжает своей позитивной энергетикой маленький зритель.

Кукла в театре — как намоленная в храме икона. Там намоливаем икону духовно, просим господа Бога о благосостоянии или помощи ближним людям. А тут ребенок отдает положительные зрительские эмоции кукле. Отдает свою положительную энергетику. Почему взрослые актеры, в свое время «упали в детство», не хотят возвращаться из него? Ибо они отдают свою душу зрителям в зале, а взамен получают от него эту самую позитивную энергетику. Работать в такой творческой атмосфере — огромное удовольствие.

Сцена из спектакля
«Питер Пэн»
Сцена из спектакля
«Кот в сапогах»

– Николай Иванович, вы упоминали, что 90% спектаклей театра — из классического репертуара. Воспринимают ли ваше тяготение к классике зрители? Продолжают ли поражать их Золушки?

– Продолжают. И такие сказочные герои буду продолжать поражать детей вечно. Знаете, иногда, бывает, слышу, как дети между собой: Поедем, говорит один другому, скорее домой, там по телеку «Ералаш» скоро будет... Им, все же, хочется положительных эмоций. Как в веселом «Ералаше» или в старых сказках. Или даже в старых мультиках — еще с 30-х или 40-х годов прошлого века. Дети их с удовольствием смотрят. Там приятные голоса, приятный рисунок. Не то, что сейчас: некий треугольник по телеэкрану бегает, глаза вытаращены, лицо зеленое — невесть что...

На месте телепродюсеров я бы обратил на это очень пристальное внимание. Наконец, телепередачи смотрят же не только чужие для них дети, но и их собственные ведь тоже. Так что же вы сами им прививаете? Говорим: дети — наше будущее. Действительно, дети — будущее, но те дети, которые еще не родились. А вот те детки, которые уже нас окружают, которые уже живут вместе с нами, это наше настоящее. Они смотрят на нас, на наши поступки и поведение. Поэтому мы обязаны прививать им чувство прекрасного. Используя классическую музыку, классическую поэзию, классическую живопись и классическую скульптуру. Еще издавна начальная школа, обучая детей языку и письму, начинает с малого, применяет один и тот же принцип: сначала детки пишут в тетрадях с косыми линейками палочки и нолики, а уже потом... Вот так же должны прививать любовь к прекрасному и в театре — через классические «нолики» и «палочки» в музыке, в поступках...

– Не вытесняют ли современные компьютерные игры то, о чем вы сейчас говорите?

– Слава Богу, такого пока не наблюдаю. Но замечаю трагедию в другом. Общество распылено на бедных и очень бедных, а также на богатых и очень богатых. Так вот, категория «очень богатых», увы, вообще не знает о существовании для своей малышни театра кукол. Там — гувернантка, няня, компьютер, электронные игры... Такие дети теряют очень много, они уже духовно обедненные. Это есть общественная проблема. Так же, как и то, что бедные семьи, имея большое желание привести своих детей в наш театр, далеко не всегда имеют на то возможности. В связи с этим, может, когда-то и осуществится моя давняя мечта о том, что вход детей в театр будет бесплатным. Как бесплатно, скажем, среднее образование.

Я не раз поднимал этот вопрос на всех уровнях. Чиновники твердят в один голос: мол, будет сильное государство, тогда и вход в театр сделаем детям бесплатным. А когда же это случится? Когда наша экономика станет сильной? Давайте, говорю, подумаем. Государство держится «на трех китах»: на здравоохранении — это когда нация, когда наши детки будут здоровыми, то они вырастут и будут строить экономику. Второй «кит» — образование, ведь когда здоровые дети получат доступ к образованию, то и грамотно станут выстраивать экономику. А третий — культура и духовность: только имея это, наши потомки будут строить экономику. Но если наши дети больны, невежественны и способны написать на заборе слово из трех букв, то кто же тогда будет строить экономику?

– Значит хороший знак для театра кукол, когда в него, несмотря на трудности, идет и идет зритель. Да и не только зритель: говорят, по выходным здесь настоящее свадебное паломничество...

– Слава Богу, что на этих седовласых киевских холмах вырос храм детского искусства. Детки действительно идут и идут сюда в любое время и погоду. Приятно, когда, случайно, кто-то из взрослых говорит: помню ваш театр еще из собственного детства, а теперь вот уже и своего внука привела...

Над театром всегда позитивная энергетика. Здесь объединяются души хороших и добрых людей. У нас замечательные бронзовые скульптуры — сказочные Мальвина и Дюймовочка, папа Карло и Золотой ключик... Все они приветствуют гостей театра. К ним приезжают и свадебные кортежи. Невесты фотографируются с героями своего детства. В этом — глубокий символизм: сегодня приехали к нам молодожены, а через четыре-пять годиков они приведут сюда уже своих детенышей. Получается, что место возле нашего сказочного дворца намоливается из года в год, насыщается позитивной аурой. Более прекрасного места я нигде в мире не видел. Хотя театр принимал участие во многих фестивалях и сам является основателем международных фестивалей на киевской земле — они имеют высокий рейтинг в мире кукольного искусства. Правда, есть удивительный театр для детей в Японии. Это очень современное здание, как космическая станция. Там все крутится-вертится, все в удивительных конструкциях из стекла, бетона и алюминия. Но нет в той постройке чего-то сказочно-романтического, нет той дворцовой архитектуры. К нашему же театру ребенок идет не просто на спектакль, а идет он во дворец на бал Золушки, в гости к Белоснежке... К той славянской искренности и открытости, какой нигде больше в мире нет. Дай нам Бог духа и ума, чтобы не потерять это.

Беседовал Владимир Тарасюк, журналист.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Июнь 2010.



Киевский национальный академический театр оперы и балета Киевский национальный академический театр оперы и балета

Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко

Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion» Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion»

Киевский национальный академический театр оперетты Киевский национальный академический театр оперетты

Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки

Киевский Академический Молодой театр Киевский Академический Молодой театр

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Киевский академический театр юного зрителя на Липках Киевский академический театр юного зрителя на Липках

Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса

Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу

Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества

Национальная филармония Украины Национальная филармония Украины

Национальный дом органной и камерной музыки Национальный дом органной и камерной музыки

Дом Актера Дом Актера

Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко

Мастерская театрального искусства «Созвездие» Мастерская театрального искусства «Созвездие»

Киевский драматический театр на Подоле Киевский драматический театр на Подоле

Театр \ Театр "Золотые ворота"

Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие» Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие»

Театр-студия «Оксюморон» Театр-студия «Оксюморон»

Центр искусств «Новый украинский театр» Центр искусств «Новый украинский театр»

«МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр «МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр

Театр «Колесо» Театр «Колесо»

Киевский камерный театр-студия «Дивный замок» Киевский камерный театр-студия «Дивный замок»

Свободный театр Свободный театр

Театр «Модерн-балет» Театр «Модерн-балет»

Театр «Свободная сцена» Театр «Свободная сцена»

Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко

Новый театр на Печерске Новый театр на Печерске

Театр «Актер» Театр «Актер»

Муниципальный театр «Киев» Муниципальный театр «Киев»

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Театр марионеток Театр марионеток

Государственный театр пластической драмы на Печерске Государственный театр пластической драмы на Печерске

Театр-студия импровизации «Черный квадрат» Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

Открытый театр «Образ» Открытый театр «Образ»

Театральный центр Киево-Могилянской академии Театральный центр Киево-Могилянской академии

Киевский театр поэзии «Мушля» Киевский театр поэзии «Мушля»

Молодежный театр «Открытый Взгляд» Молодежный театр «Открытый Взгляд»

Центр современного искусства «Дах» Центр современного искусства «Дах»

Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ» Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ»

Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема

Женский театр «На Грушках» Женский театр «На Грушках»

"Светлый театр" (детский)

Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого

Цыганский музыкально-драматический театр «Романс» Цыганский музыкально-драматический театр «Романс»

Театр украинской традиции «Зеркало» Театр украинской традиции «Зеркало»

Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины

Театр-студия «Райдо» Театр-студия «Райдо»

Молодежный театр-студия «Papasony» Молодежный театр-студия «Papasony»

Dance Company Lelio театр Dance Company Lelio театр

Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ» Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ»

Театр «Серебряный Остров» Театр «Серебряный Остров»

Молодежная Театр-студия «С того света» Молодежная Театр-студия «С того света»

Народный театр «Арсенал» Народный театр «Арсенал»

Лазерный Театр «Lux Aeterna» Лазерный Театр «Lux Aeterna»

Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих