Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Говерла - самая высокая гора и наивысшая точка Украины (Карпаты).
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Говерла - самая высокая гора и наивысшая точка Украины (Карпаты).
Пятница, 23 Июня 2017

Театры Киева > Киевский академический театр юного зрителя на Липках

Пеппи-длинный чулок.

Вождь краснокожих.

Лесная песня.

Адрес: г.Киев, ул. Липская, 15/17
Телефон: +38044 253-62-19, 253-54-83

Сайт http://www.tuz.kiev.ua/

ТЮЗ на Липках был основан 1924 Александром Соломарским и Ириной Деевой. Первоначально в его состав входил и будущий коллектив театра кукол. Первой премьерой первого в Украине театра для юных зрителей стал спектакль «Маугли». В предвоенную эпоху с киевским ТЮЗом сотрудничали такие выдающиеся мастера украинского искусства, как А. Бучма, В. Татлин, А. Лундин, В. Вильнер, К. Кошевский, Б. Вершилов, М. Фореггер, Меллер, и даже К. Станиславский, который принимал участие в постановке «Синей птицы» М. Метерлинка. В послевоенный период такие режиссеры, как В. Довбищенко, А. Соломарский, А. Барсегян, Д. Чайковский, В. Пацунов, В. Судьин, Н. Мерзликин, В. Бугаев, художник М. Френкель вывели театр на высокий уровень профессионализма, новаторских поисков и экспериментальных находок.

С 1954 года Театр юного зрителя расположился в историческом месте Киева - в районе Липок на Печерске. Помещение театра имеет две сцены - на 408 и на 80 мест. В 2004 году театру был присвоен статус «Академического».

В 1991 году художественным руководителем театра стал Виктор Гирич. Сегодня он является ведущим специалистом постановок для детей, режиссером, который знает детскую психологию и выстраивает спектакль таким образом, чтобы ребенок получил сильные эмоциональные впечатления, проникся сопереживанием и интересом к искусству.

Театр на Липках старается говорить о вечном на одном языке с молодежью, используя в своих постановках современные стили и направления. Особенность театра в том, что он ориентирован на художественные запросы всех возрастных категорий - малышей, молодежи и старшего поколения. В настоящее время здешний репертуар насчитывает более 30 спектаклей, представляющих самых известных драматургов. В. Шекспир, Ж-Б. Мольер, П.-О. Бомарше, А. Чехов, В. Набоков, И. Франко, М. Гоголь, М. Твен, Э. Гофман, братья Гримм, А. Линдгрен, И. и Я. Златопольские, О. Генри, Леся Украинка, Лопе де Вега - таков неполный перечень имен на сегодняшний афише Театра на Липках.

В 1993 году спектакль «Коломбина, Пьеро, Арлекин», в 1999 году – «Приключения Тома Сойера», а в 2001 году – «Лис Никита» получили театральную премию «Киевская Пектораль» как лучшие спектакли для детей. В 2002 году спектакль «Волки и...» был отмечен этой же премией за лучший режиссерский дебют. В 2004 году спектакль «Сердце Пьеро» победил на VI Московском международном телевизионно-театральном фестивале в номинации «За высокую сценическую культуру». А в 2007 году Театр юного зрителя на Липках принимал участие в театральном конкурсе «От античности до современности», проходившем в г. Евпатория, где получил «Специальный приз жюри» за спектакль «Химера».

Здесь начинали свою творческую деятельность такие известные украинские режиссеры, как Юрий Одинокий, Станислав Моисеев, Андрей Балабан, Андрей Критянко, Евгений Курман. И сейчас каждый год в театр приходят молодые талантливые актеры и режиссеры. Поэтому в театре на Липках не прекращается творческий поиск, создаются смелые экспериментальные работы.

   

Двенадцать месяцев.

Фасад ТЮЗа.

Снежная королева.


Виктор Гирич −
художественный руководитель
Киевского театра юного зрителя
на Липках

Художественный руководитель Киевского театра
юного зрителя на Липках Виктор ГИРИЧ:

«НАШ ТЕАТР ИМЕЕТ АУРУ СОЛНЦА...»

− На самом деле, я никогда не задумывался над тем, какая аура у нашего театра, − говорит Виктор Сергеевич Гирич, режиссер и художественный руководитель Киевского академического театра юного зрителя на Липках. − Поэтому, когда ко мне пришли и предложили написать книгу об истории нашего театра под названием «Театр с аурой солнца» я был очень удивлен: почему именно такое название? Но мои гости убедили меня, что именно таким они чувствуют театр юного зрителя: ярким, теплым, ласковым и солнечным. Я подумал − и согласился: а почему бы и нет? Вот так, в 2000 году и увидела свет книга Валентины Заболотной и Владимира Корнейчука «Театр с аурой солнца» об истории киевского театра юного зрителя от его самых истоков до современности. И теперь мы этим гордимся.

Призвание − «впасть в детство»

Среди большого количества столичных театров, которые способны удовлетворить, наверное, любого зрителя, этот театр − особенный, потому что он родом из нашего детства. Киевский ТЮЗ, без преувеличения, любят и взрослые, и дети − все, кто хотя бы раз побывал на его спектаклях. А на них, между прочим, выросло не одно поколение киевлян, ибо возраст он имеет достаточно почтенный − в этом сезоне Киевском театра юного зрителя на Липках исполнилось 85 лет! Почти 20 из них ТЮЗ возглавляет народный артист Украины Виктор Гирич. За это время театр превратился в один из ведущих столичных театров, став настоящим центром живого творческого поиска, неизменно привлекающим внимание всей театральной общественности.

Театр юного зрителя на столичной улице Липской.

Сотрудничество Виктора Гирича с Киевским ТЮЗом началось еще в 1984 году, когда его как режиссера пригласили в театр, чтобы осуществить постановку пьесы «Лисова писня» по драме Леси Украинки. В том же году спектакль был отмечен на II-м Республиканском фестивале театров для детей и молодежи в городе Сумы, где был удостоен III премии. Он и поныне является настоящим украшением театрального репертуара, а сам режиссер называет «Лесовую песню» своей любимой постановкой. «Представление это очень непростое, на него нельзя приходить неподготовленным, − говорит он. − В ней очень глубокая философия, которую не каждый понимает. Лукаш − парень простой, хороший, но он запутался в жизненных коллизиях... Драма Лукаша в том, что он не может дотянуться до понимания мира как космоса, а живет на чисто физиологическом уровне, как и большинство в нашем обществе. Поэтому его можно понять. Как язычник, он стремится к телу, а не к душе − потому и изменяет Мавке, но, в конце концов, это выводит его на более высокий уровень сознания. А вот Мавка − это особый образ, это то, что живет в нас глубоко внутри: наше стремление к прекрасному, высокому. К которому не каждый человек может прийти. Поэтому до этого спектакля надо «дорасти». Вот мы и воспитываем нашего зрителя еще с юного возраста... А вместе с ним − и актеров, которые также растут от одной постановки к другой...»

Сцена из спектакля «Лисова писня»

«Быть актером театра для детей − это особая миссия, − рассуждает руководитель ТЮЗа. − Это должен быть человек с призванием «впадать в детство». Могу сказать, что наши актеры в возрасте все равно остаются юными. Не в том смысле, что по жизни инфантильные, просто они сохраняют ту же непосредственность, открытость в общении. А по системе Станиславского − таким и должен быть хороший актер: искренним и наивным, как ребенок. Это главное! Тогда актеру будут верить и прислушиваться к нему. Не скажу, что у нас все актеры очень высокого класса, что все в состоянии одинаково психологически наполнено, талантливо и ярко создавать образы как в детском репертуаре, так и в спектаклях для взрослых. Но наш театр имеет действительно уникальную труппу, поэтому он и удовлетворяет художественные запросы трех категорий зрителей: малышей, молодежи и людей старшего поколения.

Между прошлым и будущим

История Киевского театра юного зрителя началась спектаклем «Маугли», премьера которого состоялась 9 ноября 1924 года на сцене нынешнего Дома учителя. В театре работали много молодежи, но были и мэтры сцены − Амвросий Бучма, Владимир Татлин, Николай Фореггер, Вадим Меллер, Игорь Соломарський, Ирина Деева... Даже сам Константин Станиславский участвовал в постановке «Синей птицы». Вместе со сказками, со сцены театра активно пропагандировалась и мировая классика: «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя, «Сорочинская ярмарка» по Н. Гоголю, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера, «Мещанин во дворянстве» и «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Доходное место» А. Островского, «Детство» и «Мещане» М. Горького. В общем, в довоенный период, с 1924 по 1941 годы, труппой театра были сыграны более 20 разножанровых спектаклей для детей и взрослых.

Сцена из спектакля «Чайка» по пьесе А. Чехова

Тогдашнее советское руководство поставило задачу − создать детские театры, чтобы они формировали сознание молодых людей для воплощения идей пролетарской революции. Это были нелегкие времена, когда после всех военных потрясений в стране осталось много сирот, поэтому государство должно было создать целую индустрию воспитания детей. Для этого и основали в 1920 году в Харькове первый в Украине ТЮЗ, а затем и второй − в Киеве. Актеров очень часто отправляли в другие города. Эта миссия сохранялась за ТЮЗом и в послевоенные времена, когда в него пришли новые кадры, а его репертуар пополнился новыми интересными постановками по драматургии советских авторов.

Современный репертуар театра насчитывает более 30 спектаклей, которые представляют лучшие образцы украинской и мировой драматургии. Свидетельством тому служит тот факт, что Киевский ТЮЗ был неоднократным победителем и лауреатом международных фестивалей, достойно представляя свое искусство и во время зарубежных гастролей. Здесь каждый зритель находит свой, близкий ему материал, независимо от возраста, характера и психологического настроя: от Мольера к Братьям Гримм, от Чехова и Набокова к Франко. И это очень важно, ведь многие посетители ТЮЗа на Липках получают в нем первый театральный опыт.

Сцена из спектакля «Снежная королева»

Об особенностях зрительской аудитории

Пытаясь и сегодня не отступать от устоявшихся театральных традиций, руководитель Киевского театра юного зрителя на Липках традиционно предпочитает классический репертуар, считая, что детей нужно воспитывать на лучших образцах мировой литературы, проверенных временем.

«В нашем зрителе мы стремимся воспитывать сострадание ко всему живому. Это то, чего так не хватает сегодняшнему поколению, которое растет в окружении компьютерных игр и голливудских блокбастеров. Конечно, театр нельзя ставить на один уровень с современными технологиями и информационными источниками, − считает Виктор Гирич, − но мы стараемся подавать классический материал современными и более выразительными средствами. Наши актеры всегда готовы экспериментировать, поэтому привлекаем к работе в театре ярких и талантливых художников, музыкантов, режиссеров, балетмейстеров... Думаю, именно это позволило нашему театру продержаться на плаву в 90-х годах, когда большинство детских театров либо закрылись, либо перешли полностью на «взрослый» репертуар − как, скажем, Московский ТЮЗ. Собственно говоря, у нас всегда приветствуются любые творческие поиски молодых художников. Как только я пришел на должность руководителя − сразу поддержал новаторство постановщиков-новичков. Ведь именно в этом возрасте художники стремятся найти новые стили, направления, воплотить их в спектаклях. Когда в нашем репертуаре появились постановки по пьесам Ионеско, Беккета, Набокова, Шефера, я очень хотел, чтобы те же режиссеры, которые ставили эти серьезные постановки, работали и над детскими спектаклями, используя такие же современные выразительные средства...».

Сцены из спектакля «Полианна»

«Для примера, приведу одну из последних премьер театра − спектакль  «Полианна», − продолжает Гирич. − Она нашла очень искренний отклик как среди детей, так и среди их родителей... Это очень известная всему миру повесть Элеанор Портер о маленькой девочке-сироте, которую взяла к себе на воспитание ее тетя. Но в нашем театре эта классическая история зазвучала совсем по-новому. Спектакль имеет неизменный успех, потому что в нем воспроизведены такие ситуации, которые возникают и в нашей жизни, их разрешение во многом зависит от того, как мы их воспринимаем. Маленькая героиня спектакля − Полианна − дает пример, как нужно изменить себя изнутри, чтобы изменилась и вся жизнь... Я ни разу не видел равнодушных глаз зрителей, которые выходили из зала. У многих из них − даже слезы на глазах. Плачут все: и взрослые, и дети. Думаю, что после просмотра этого спектакля, жизнь многих из них также, возможно, изменится к лучшему, как изменилась жизнь жителей маленького городка, в который попала Полианна. Это очень трогательная и поучительная история, которая будет интересна и полезна не только детям, но и их родителям».

«Или еще один классический сюжет − Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Кстати, этот спектакль критика не восприняла, а вот у нас он проходит с непременными аншлагами. Это очень современный мюзикл, ориентированный на самую тяжелую аудиторию − подростков. Мы сознательно выбрали этот жанр, потому что молодежь активно слушает музыку, а вот настроиться на серьезный диалог она не всегда готова. Ей нужно, чтобы на сцене все происходило очень быстро: чтобы там успели и полюбить, и убить, и покаяться за пятнадцать минут. Иначе ей будет скучно. Поэтому, берясь за эту постановку, мы с композитором Вячеславом Назаровым сразу договорились, что наш мюзикл, наряду с серьезной музыкой, должен быть частично замешан на «попсе». Таким образом, мы сначала зрителя провоцируем, заинтересовываем, а потом уже и воспитываем. И как приятно потом замечать, что у детей влажные глаза от сопереживания героям. Для меня − это лучшая награда, когда зал буквально взрывается аплодисментами после двухчасовой тишины...».

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

О призвании и назначении театра

«Наш театр давно утвердил себя как театр особого назначения, прежде всего тем, что имеет чрезвычайно широкую зрительскую аудиторию: от маленьких деток, молодежи и до зрителей почтенного возраста. У каждого из них свои требования, поэтому на нас лежит очень большая ответственность, − говорит Виктор Сергеевич. − Прежде всего, хотим воспитать в детях интеллигентность, умение понимать и чувствовать настоящую культуру. Но главное − это, в конце концов, научить ребенка сопереживать. Театр должен быть одним из тех факторов, благодаря которым воспитывается культурный генотип нации. И не беда, что нет хорошей современной национальной драматургии. Проблема детского театра не в этом, а в качестве детской режиссуры. Не каждый способен учесть особенности детской психики. Поскольку в спектакле для взрослых его недостатки зрители просто игнорируют. А малыш, если теряет интерес, начинает крутиться, разговаривать, соскакивать с места. Поэтому постановщик должен знать, что зоны активного восприятия у разных возрастов разные. Но не всем удается это использовать в спектакле. Не раз убеждался, что талантливые, с именем режиссеры не всегда могут справиться с детской постановкой.

А относительно драматургического материала, то у нас никогда не будет кризиса, потому что есть замечательная мировая литература. Поэтому не стоит моделировать собственный велосипед. Если Андерсен или Шарль Перро написали лучшую сказку, чем Франко, то будем ставить его, но нашим языком, в наших культурных традициях. Для меня хуже всего − это хуторянство, когда берут малоценное, но обязательно свое. И если вспомнить лозунг: «Все лучшее детям», то, считаю, государство должно быть в этом смысле хорошим отцом, который зарабатывает деньги, чтобы хорошо воспитывать своих чад...».

Сцена из спектакля «Волшебник страны OZ»

«Не люблю хвастаться, но в нашем театре почти все спектакли проходят с аншлагами. Вместе с тем проблема наполнения зала все же существует, особенно она ощущается в будни, ведь родители не всегда могут привести ребенка в театр посреди рабочей недели. Раньше было наоборот: в будни зал заполнялся полностью. Это школы организовано приводили учеников на спектакли.

Сегодня можем надеяться разве что на родителей, а таких не так уж и много. По моим наблюдениям − всего 5-10%, серьезно занимаются своими детьми и стараются их привлечь к культуре и развивать малышей на ее началах. Наше нынешнее общество, к сожалению, не создает условий для этого, поэтому и школы в данном смысле пассивны, не заинтересованы. Посмотрим на Запад: там на уроках детей сажают в автобус и специально везут или в музей, или в театр, или в картинную галерею. А наше Министерство образования запрещает посещение театров на уроках. Поэтому большинство украинских детей впервые попадает в театр во взрослом возрасте. Вот в этом, по моему мнению, − едва ли не главная проблема общества: в театр люди приходят в последнюю очередь.».

Между тем в Киевский театр юного зрителя на Липках приходят все новые и новые поколения малышей. Тех, кому любовь к театру передается из поколения в поколение. И сегодня те мальчики и девочки, которые когда-то приходили на спектакли в Киевский ТЮЗ со своими родителями, уже приводят сюда своих детей. Они знают точно: здесь обязательно будет интересно и уютно всем. Потому что в этом театре царит аура подлинного доверия, добра и любви. Аура, которая таки имеет цвет солнца!

Ирина ВОЛОДИНА, журналист.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Май 2010.



Киевский национальный академический театр оперы и балета Киевский национальный академический театр оперы и балета

Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко

Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion» Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion»

Киевский национальный академический театр оперетты Киевский национальный академический театр оперетты

Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки

Киевский Академический Молодой театр Киевский Академический Молодой театр

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Киевский академический театр юного зрителя на Липках Киевский академический театр юного зрителя на Липках

Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса

Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу

Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества

Национальная филармония Украины Национальная филармония Украины

Национальный дом органной и камерной музыки Национальный дом органной и камерной музыки

Дом Актера Дом Актера

Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко

Мастерская театрального искусства «Созвездие» Мастерская театрального искусства «Созвездие»

Киевский драматический театр на Подоле Киевский драматический театр на Подоле

Театр \ Театр "Золотые ворота"

Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие» Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие»

Театр-студия «Оксюморон» Театр-студия «Оксюморон»

Центр искусств «Новый украинский театр» Центр искусств «Новый украинский театр»

«МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр «МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр

Театр «Колесо» Театр «Колесо»

Киевский камерный театр-студия «Дивный замок» Киевский камерный театр-студия «Дивный замок»

Свободный театр Свободный театр

Театр «Модерн-балет» Театр «Модерн-балет»

Театр «Свободная сцена» Театр «Свободная сцена»

Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко

Новый театр на Печерске Новый театр на Печерске

Театр «Актер» Театр «Актер»

Муниципальный театр «Киев» Муниципальный театр «Киев»

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Театр марионеток Театр марионеток

Государственный театр пластической драмы на Печерске Государственный театр пластической драмы на Печерске

Театр-студия импровизации «Черный квадрат» Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

Открытый театр «Образ» Открытый театр «Образ»

Театральный центр Киево-Могилянской академии Театральный центр Киево-Могилянской академии

Киевский театр поэзии «Мушля» Киевский театр поэзии «Мушля»

Молодежный театр «Открытый Взгляд» Молодежный театр «Открытый Взгляд»

Центр современного искусства «Дах» Центр современного искусства «Дах»

Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ» Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ»

Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема

Женский театр «На Грушках» Женский театр «На Грушках»

"Светлый театр" (детский)

Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого

Цыганский музыкально-драматический театр «Романс» Цыганский музыкально-драматический театр «Романс»

Театр украинской традиции «Зеркало» Театр украинской традиции «Зеркало»

Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины

Театр-студия «Райдо» Театр-студия «Райдо»

Молодежный театр-студия «Papasony» Молодежный театр-студия «Papasony»

Dance Company Lelio театр Dance Company Lelio театр

Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ» Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ»

Театр «Серебряный Остров» Театр «Серебряный Остров»

Молодежная Театр-студия «С того света» Молодежная Театр-студия «С того света»

Народный театр «Арсенал» Народный театр «Арсенал»

Лазерный Театр «Lux Aeterna» Лазерный Театр «Lux Aeterna»

Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих