Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Брест-Литовское шоссе возле КПИ (теперь проспект Победы). Начало ХХ в.
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Брест-Литовское шоссе возле КПИ (теперь проспект Победы). Начало ХХ в.
Понедельник, 23 Октября 2017

Театры Киева > Киевский национальный академический театр оперетты

Моя прекрасная леди

Здание бывшего
Троицкого народного дома

Танго жизни

Адрес: г. Киев, ул. Большая Васильковская, 53/3.

Телефон: +38 (044) 2876257, 2872630.

Расположен в здании бывшего Троицкого народного дома – своего рода «дома культуры» начала ХХ века. Тогда это была окраина Киева. Именно здесь в 1907 году обосновалась труппа знаменитого украинского актера и режиссера Николая Садовского. Собственная труппа Садовского сформировалась за год до того – в 1906-м, в Полтаве, как музыкально-драматический театр с ведущей примой Марией Заньковецкой. После переселения в Киев сезон открылся «Наталкой Полтавкой». Музыку для многих спектаклей написал великий украинский композитор Николай Лысенко.

Но не только этим знаменита история Троицкого Народного дома. Тут впервые попробовал себя в качестве театрального рецензента Симон Петлюра, здесь начал дирижерскую карьеру в 1912 г. Александр Кошиц, на этой сцене состоялись премьеры пьес Владимира Винниченко, первые свои шаги на театральном поприще именно здесь сделал Лесь Курбас (пришел в театр в 1916 году).

С 1918 по 1934 года в здании находился Государственный украинский народный театр, которым руководил брат Николая Садовского, не менее выдающийся актер и режиссер Панас Саксаганский. В 1922 году в Троицкий дом приходит со своей труппой Мария Заньковецкая, и с этого же года театр официально носит ее имя.

Театр оперетты въехал в здание в 1934 году. Назывался он тогда Киевским государственным театром музыкальной комедии. Слово «оперетта» в название ввели в 1966 году. 

В течение многих лет существования театра в нем работали известные актеры, в частности В. Новинская, Г. Лойко, Н. Блашук, Л. Пресман, Д. Пономаренко, Е. Мамыкина, Д. Шевцов и многие другие. Среди первых режиссеров театра - С. Каргальський, Б. Балабан, О. Барсегян. Долгое время главным дирижером театра был известный композитор и дирижер Алексей Рябов - автор известных украинских оперетт «Свадьба в Малиновке» (1938 год), «Сорочинская ярмарка» (1943 год). На сцене театра происходили и постановки «Наталки-Полтавки» Лысенко (1943 год), «Сватанье на Гончаривке» К. Стеценко (1953 год), «За двумя зайцами» В. Рождественского (1953 год). Одновременно с украинскими произведениями в театре с идет мировая классика оперетты: «Летучая мышь», «Утро в Венеция», «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера» и многие другие.    

Согласно концепции нынешнего директора театра Богдана Струтинского, театр оперетты призван дарить зрителям оптимизм, быть «оберегом», «антидепрессантом» для публики.

Здесь нет строгого жанрового распределения, это и оперетта, и мюзикл, и опера. А в отношении репертуара в театре сделан акцент на образцы классического мирового искусства.


Директор театра
Богдан Струтинский

Генеральный директор – художественный руководитель
Киевского национального академического
театра оперетты Богдан СТРУТИНСКИЙ:

«КИЕВСКАЯ ОПЕРЕТТА — ЭТО ШАГ К ПРАЗДНИКУ»

Слова, вынесенные в заголовок — это девиз театра. Он стал символом возрождения классической оперетты, как жанра, превратив единственный в Украине театр оперетты в элитарный театр, имеющий собственный бренд. Безусловно, это является большой заслугой вдохновенного труда всего творческого коллектива в целом и активной деятельности художественного руководителя и генерального директора театра – заслуженного деятеля искусств Богдана Струтинского в частности. Под девизом «Шаг к празднику» он вернул зрителя в театр оперетты, полностью изменив подход к функционированию этого храма культуры, который, несмотря на предпочтение классического репертуара, перестал быть консервативным по своей сути. Сегодня это чрезвычайно современный театр, который имеет своего зрителя и не перестает удивлять его разнообразными новшествами. Киевский театр оперетты позиционирует себя как театр широкого профиля, пытаясь дарить своим зрителям ощущение настоящего праздника, который всего лишь в шаге от нас...

За годы своего существования театр показал более двухсот постановок украинских и зарубежных авторов — короля украинской оперетты А. Рябова, И. Дунаевского, Д. Шевцова, классических оперетт И. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, Ф. Лоу, Л. Бернстайна, Д. Гершвина. Играть любые постановки позволяет высокий профессиональный уровень актерского состава театра и большой творческий потенциал, но главное — любовь к своему зрителю. Неудивительно, что Киевский театр оперетты всегда с огромным успехом гастролирует как по Украине, так и за рубежом, где также имеет своих искренних почитателей.

Киевский Национальный театр оперетты

Троицкий Народный Дом (старая открытка)

Недавно столичная оперетта отпраздновала свой 75-летний юбилей, лучшим подарком к которому стало присвоение Киевскому академическому театру оперетты статуса «Национального».

– Наш театр это не просто заслужил, — говорит руководитель Киевской оперетты Богдан Струтинский. — Я считаю, что просто была исправлена историческая ошибка. Поскольку оперетта в нашем государстве — единственная, то она должна была получить такой статус уже давно... Но, возможно, тогда оперетта пребывала не в том творческом состоянии, была, так сказать, не в той форме, или она не имела того лица, которое имеет сейчас... Сегодня уже никто не может упрекнуть нас, что это незаслуженно, никто не может отрицать, что наш театр не достоин этого высокого статуса. Потому что Киевская оперетта ныне — в авангарде украинского культурного пространства, она является одним из первых театров столицы и представляет театральное искусство на высшем уровне...

От народных прожектов к театральным проектам

История становления Киевской оперетты неотделима от истории дома, давно уже ставшего родным для всего творческого коллектива. Это знаменитое историческое здание Народного Троицкого дома, известного как «Дом народного просвещения», который спроектировали архитекторы В. А. Осьмак и Г. М. Антоновский еще в начале прошлого века (1901-1902). Здание было возведено на средства киевской «Старой громады» при финансовой поддержке известного украинского предпринимателя — мецената Н. Терещенко. В 1905-1907 гг. под видом культурно-прсветительской комиссии здесь действовало Центральное бюро профсоюзов, которое вскоре было закрыто за распространение нелегальной литературы. После этого здесь работали украинский музыкально-драматический театр Садовского (1907-1918), театр Саксаганского (1919-1922), театр им. М. К. Заньковецкой (1922-1934), театр Музыкальной комедии (1934) и, наконец, театр оперетты, который функционирует в этом помещении с 1967 года.

Славная театральная история бывшего Народного Троицкого дома ведет свое начало от 1907 года, а именно с того времени, когда в этом помещении расположился первый стационарный украинский театр, основанный известным украинским театральным деятелем и актером Николаем Садовским. Вместе с ним на этой сцене работали другие известные корифеи украинского театра — Мария Заньковецкая, Марко Кропивницкий, Панас Саксаганский, прославившие национальное театральное искусство. Именно в этом помещении в свое время состоялась премьера спектакля «Наталка Полтавка» выдающегося украинского композитора Николая Лысенко.

Николай Садовский Театр корифеев Мария Заньковецкая

Рождение Киевского театра оперетты обозначают двумя датами: 13 января 1934-го и 14 декабря 1935-го года. В 1934-м здесь был открыт стационарный театр музыкальной комедии под руководством В. Бенедиктова и балетмейстера С. Томилина. В его состав вошли ведущие актеры того времени: Н. Родошальский, Р. Робертова, Т. Юдина, Л. Огарев, А. Астахов, Ю. Адинская и др. А 14 декабря 1935-го на его сцене состоялась первая премьера «Летучая мышь» И. Штрауса, вслед за которой свет рампы увидел первый спектакль, поставленный на украинском языке, — «Продавец птиц» К. Целлера. Наряду с этими спектаклями репертуар Киевского театра музыкальной комедии был представлен опереттами «Цыганский любовь» Ф. Легара, «Синяя борода» Ж. Оффенбаха. А в 1938 году киевские зрители увидели первую украинскую оперетту «Свадьба в Малиновке» А. Рябова.

В годы войны Киевский театр музыкальной комедии эвакуировали в Казахстан. Здесь, в глубоком тылу, вместе со своими коллегами из других оккупированных городов СССР киевские актеры продолжали дарить свое искусство зрителям на протяжении двух театральных сезонов. Осенью 1944 года Киевская музкомедия вернулась из эвакуации домой, радуясь, что родной театр остался почти невредимым за страшные годы оккупации Киева.

Афиша из репертуара театра
(сезон 1935-36 гг.)
Афиша из репертуара театра
70-х рр

В послевоенные годы в театр пришло много талантливой молодежи, ставшие впоследствии признанными мастерами сцены: Д. Шевцов, А. Михайлов, К. Мамыкина, В. Борисенко. Вместе с ними на протяжении многих лет здесь работали и другие не менее известные актеры: В. Новинская, Г. Лойко, Н. Блашук, Л. Пресман, Д. Пономаренко; режиссеры С. Каргальский, Б. Балабан и А. Барсегян. Долгое время главным дирижером театра оставался композитор и дирижер А. Рябов — автор известных украинских оперетт «Свадьба в Малиновке» (1938 г.), «Сорочинская ярмарка» (1943р.), «Красная калина» (1954 г.).

Спектакль «Сорочинская ярмарка» А. Рябова

Период 1970-1990-х гг. обозначен новыми яркими событиями в творческой жизни Киевской оперетты. С ними связаны имена выдающихся режиссеров, дирижеров, драматургов и композиторов второй половины ХХ века: В. Бегмы, В. Шулакова, С. Смеян, Д. Шевцова, Б. Шарварко, Ю. Рыбчинского, В. Лукашова и многих других. В репертуаре театра появились замечательные разножанровые спектакли: «Три мушкетера» М. Дунаевского, «Товарищ любовь» В. Ильина, «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Сильва», «Баядера» Имре Кальмана, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Кадриль» В. Гроховский, «Звездный час», «Сто первая жена султана» А. Филиппенко. В эти годы театральную оперетту прославляли почтенные мастера сцены, народные артисты Украины: Т. Тимошко-Горюшко, Л. Маковецкая, С. Павлинов, В. Чемена, В. Алешина-Костюкова, А. Трофимчук, А. Кравченко, В. Богомаз, режиссер С. Смеян, главный балетмейстер А. Сегаль.

Новые страницы Киевской оперетты

С 2003 года Киевский театр оперетты возглавил новый художественный руководитель Богдан Струтинский, с приходом которого в истории этого храма культуры появились новые интересные страницы. В последнее время в театре происходят огромные изменения. И столичный зритель, будучи достаточно привередливым, внимательно следит за ними. В результате всего за семь лет Киевский театр оперетты превратился из второстепенного и почти провинциального заведения культуры в один из элитарных столичных театров, где билеты на спектакли заказываются чуть ли не за месяц.

– Только за первый год моей работы в театре мы презентовали шесть проектов, — вспоминает Богдан Струтинский. — Открыли камерную сцену, так называемый «салонный» театр, который на сегодня является стабильно аншлаговым... Все постановки на этой сцене идут только на украинском языке. Это — мое кредо и мое правило. С тех пор почти каждый сезон для нас стал экспериментальным. Сохраняя название «Театр оперетты», мы все время расширяем для себя жанровые возможности. Теперь у нас есть оперетта, мюзикл, музыкально-драматическое представление, музыкальное представление, опера, опера-буфф. Для себя я поставил высокую планку достижений. И ее необходимо взять. Ведь есть на кого равняться — в этом помещении начинался первый стационарный театр, здесь работал Курбас, другие выдающиеся театральные деятели. Мы перед ними в ответе за уровень, за высоту планки, за качество — и за украинскую культуру.

Спектакль «Фиалка Монмартра» И. Кальмана

Спектакль «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу

– Все, что из себя представляет сегодня театр оперетты, — продолжает его руководитель, — это усилия многих людей, всего коллектива. Потому что театр — это прежде всего сцена, а главное действующее лицо — зритель, для которого все это делается. Поэтому у нас в театре в последнее время изменилось почти все — и его внешний вид, и внутренние интерьеры, и исполнительское мастерство, и форма игры и общения актеров со зрителем, и репертуар, и костюмы с декорациями...

Заботясь о будущем театра, его амбициозный руководитель открыл подготовительные курсы для новых талантов. Они, возможно, когда-нибудь превратятся в музыкально-драматический институт имени Николая Садовского. Привлекая в театр юных зрителей, его директор реализовал несколько детских проектов, возродив жанр музыкальной сказки. И теперь театр оперетты уже имеет собственный полноценный семейный репертуар: «Карнавал сказок в Украине», «Дюймовочка», «Лампа Алладина», «Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов». По словам Б. Струтинского, он хотел бы воплотить на сцене еще и тинейджерский проект, вариант некоего украинского Гарри Поттера, либретто к которому уже существует под рабочим названием «Семь рыцарских добродетелей».

Танцевально-пластическое шоу «Танго жизни»

Спектакль в фойе «Кофейная кантата» И. С. Баха

Для изысканной и более требовательной публики Киевская оперетта предлагает оригинальный салонный театр «В фойе», который был задуман как поисковая мастерская для творческой самореализации актеров и режиссеров. Первым спектаклем на камерной сцене стала одноактная оперетта Ж. Оффенбаха «Званый ужин с итальянцами», премьера которой состоялась в октябре 2004 года. А через два года зрители увидели уже новую премьеру: «Кофейную кантату» И. С. Баха на украинском языке. Премьера этого спектакля произвела настоящий фурор в театральной жизни столицы. «Кофейная кантата», созданная Бахом для аристократической публики, была впервые сыграна в Лейпциге (Германия). Она посвящена напитку, культура потребления которого только начинала зарождаться в Европе, вызывая среди населения немало дискуссий «за» и «против». В основе ее сюжета — забавная полемика между двумя поколениями (отцом и дочерью), которая пытается доказать «…какой сладкий имеет кофе аромат». Эта светская кантата была своеобразным откликом композитора на ситуацию того времени, на противоречивое отношение немцев к кофе... Однако удачная ее интерпретация киевским театром оперетты смогла превратить вечер с классической музыкой Баха в сочетании с ароматным кофе в изысканное удовольствие для настоящих музыкальных «гурмэ».

Последняя премьера театра —
спектакль «Ключ на мостовой,
или Приключения свадебной ночи»

– Вообще, — считает директор, — нашему театру присуще понятие «впервые». Мы не хотим ограничиваться традиционными рамками: театр смело внедряет новинки, постоянно ища новые формы общения со зрителями. А зрителю нужен, собственно говоря, качественный продукт, который называется «спектакль». Поэтому мы не боимся экспериментов — играем мюзикл, а потом делаем вечер классического и украинского романса. У нас есть и оперетта, и мюзикл, и музыкально-драматическое представление, и опера-буфф, и музыкальная сказка — всего около 20-и разножанровых спектаклей. И каждый сезон стараемся расширить репертуарную афишу. Проводим тематические концерты, например: «Со страниц оперетты», «Молодежь в оперетте», «Концерт звезд оперетты», «Вечер украинского романса» или «Вечер классического романса», «Вечер Штрауса». Такие проекты являются несколько необычными для театрального пространства, но актуальными для общества. И это уже стало доброй традицией нашего театра. Они повторяются из года в год, и наш зритель уже ждет таких событий.

Сохраняя название «Театр оперетты», поскольку сейчас мы являемся единственным театром этого жанра в Украине, мы его позиционируем как театр широкого профиля... Мне важно расширить рамки оперетты, чтобы в театр пришла молодежь. Поэтому мы и создали музыкальную гостиную, театр в фойе. Этот эксперимент оказался на удивление удачным и сегодня у нас уже задействованы два фойе для спектаклей: бальное и банкетное. А вообще, я считаю, что оперетта, это очень демократичный жанр, и сегодня наш театр — это такой себе надежный антидепрессант, который чрезвычайно нужен в это сложное время людям.

Что касается будущего и планов, то их у Б. Струтинького немало, как и положено любой творческой личности. В своих мечтах он видит киевскую оперетту национальным мюзик-холлом, даже с индустрией развлечений... Хотя для этого еще надо переделать много тривиальной будничной работы. Впрочем, с каждым шагом эта мечта становится все ближе, все больше убеждая зрителя: Киевская оперетта — «это шаг к празднику!

Подготовила Ирина ВОЛОДИНА, журналист.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Апрель 2010.



Киевский национальный академический театр оперы и балета Киевский национальный академический театр оперы и балета

Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко

Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion» Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion»

Киевский национальный академический театр оперетты Киевский национальный академический театр оперетты

Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки

Киевский Академический Молодой театр Киевский Академический Молодой театр

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Киевский академический театр юного зрителя на Липках Киевский академический театр юного зрителя на Липках

Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса

Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу

Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества

Национальная филармония Украины Национальная филармония Украины

Национальный дом органной и камерной музыки Национальный дом органной и камерной музыки

Дом Актера Дом Актера

Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко

Мастерская театрального искусства «Созвездие» Мастерская театрального искусства «Созвездие»

Киевский драматический театр на Подоле Киевский драматический театр на Подоле

Театр \ Театр "Золотые ворота"

Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие» Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие»

Театр-студия «Оксюморон» Театр-студия «Оксюморон»

Центр искусств «Новый украинский театр» Центр искусств «Новый украинский театр»

«МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр «МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр

Театр «Колесо» Театр «Колесо»

Киевский камерный театр-студия «Дивный замок» Киевский камерный театр-студия «Дивный замок»

Свободный театр Свободный театр

Театр «Модерн-балет» Театр «Модерн-балет»

Театр «Свободная сцена» Театр «Свободная сцена»

Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко

Новый театр на Печерске Новый театр на Печерске

Театр «Актер» Театр «Актер»

Муниципальный театр «Киев» Муниципальный театр «Киев»

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Театр марионеток Театр марионеток

Государственный театр пластической драмы на Печерске Государственный театр пластической драмы на Печерске

Театр-студия импровизации «Черный квадрат» Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

Открытый театр «Образ» Открытый театр «Образ»

Театральный центр Киево-Могилянской академии Театральный центр Киево-Могилянской академии

Киевский театр поэзии «Мушля» Киевский театр поэзии «Мушля»

Молодежный театр «Открытый Взгляд» Молодежный театр «Открытый Взгляд»

Центр современного искусства «Дах» Центр современного искусства «Дах»

Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ» Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ»

Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема

Женский театр «На Грушках» Женский театр «На Грушках»

"Светлый театр" (детский)

Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого

Цыганский музыкально-драматический театр «Романс» Цыганский музыкально-драматический театр «Романс»

Театр украинской традиции «Зеркало» Театр украинской традиции «Зеркало»

Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины

Театр-студия «Райдо» Театр-студия «Райдо»

Молодежный театр-студия «Papasony» Молодежный театр-студия «Papasony»

Dance Company Lelio театр Dance Company Lelio театр

Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ» Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ»

Театр «Серебряный Остров» Театр «Серебряный Остров»

Молодежная Театр-студия «С того света» Молодежная Театр-студия «С того света»

Народный театр «Арсенал» Народный театр «Арсенал»

Лазерный Театр «Lux Aeterna» Лазерный Театр «Lux Aeterna»

Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих