Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Национальный историко-мемориальний заповедник «Поле Берестецкой битвы» (село Пляшева Радзивилловского района Ровенской области).
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Национальный  историко-мемориальний заповедник «Поле Берестецкой битвы» (село Пляшева Радзивилловского района Ровенской области).
Пятница, 24 Марта 2017

Театры Киева > Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки

Игры на заднем дворе Национальный академический театр
русской драмы им.Леси Украинки
  Дон Кихот, 1938-й год.

Адрес: г. Киев, ул.Б.Хмельницкого,5.

Телефон: +38 (044) 2344223, 234-90-63.

Его называют коротко и емко – «Русская Драма». История театра и его труппы блистает созвездием имен, известных на протяжении трех исторических эпох – императорской России, СССР и современной Украины.

Как говорят сами о себе участники труппы русского драматического, «наш театр всегда был и остается театром ансамбля». В его стенах творили актеры - Михаил Романов, Юрий Лавров, Любовь Добржанская, Николай Светловидов, Евгения Опалова, Виктор Добровольский, Виктор Халатов, Олег Борисов, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, режиссеры - Константин Хохлов, Владимир Нелли, Николай Соколов, Георгий Товстоногов, художники - Анатолий Петрицкий, Давид Боровский, Даниил Лидер, Леон Альшиц, композиторы Борис Лятошинский, Юрий Шапорин.

Корни театра уходят еще в 1891 год, также к известной театральной труппе Н. Соловцова. Именно здесь он давал свои первые представления. Здание театра, в котором начинала работать труппа, был тогда известен как «Дом Бергонье». На приобретенном в 1868 году участке он выстроил здание цирка. Но уже через три года вместо цирка заработал театр, который вплоть до революции носил имя Бергонье. Помещение арендовали труппы Кропивницкого, Старицкого, Соловцова, а также итальянские оперные певцы.

Биография нынешнего театра отсчитывается с 1926 года. В 1941 году ему было присвоено имя Леси Украинки. С 1966 г. носит титул «Академического».

Легендами театра стали спектакли «Живой труп» Л.Толстого с М.Романовым, «Мораль пани Дульской» Г.Запольской и «Деревья умирают стоя» А. Касоны с блистательным дуэтом Евгении Опаловой и Виктора Халатова, «Варшавская мелодия» Л. Зорина с Адой Роговцевой, «Добряки» Л. Зорина с Юрием Мажугой, «Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина с прекрасными актерскими работами Николая Рушковского, Вячеслава Эзепова, Ларисы Кадочниковой, Ады Роговцевой, Изабеллы Павловой, Сергея Филимонова, «Сказка о Монике» С.Шальтяниса с начинающими Любовью Кубюк, Анатолием Хостикоевым, Александром Игнатушей, и фаворит пятнадцати театральных сезонов - комедия О.Уайльда «Как важно быть серьезным» с целым созвездием актерских имен.

С 1994 года театр возглавил народный артист Украины Михаил Резникович.

Театр отличается традиционализмом в трактовке и размахом в постановках. Имеется несколько экспериментальных малых сцен. При театре существует экспозиция, посвященная его истории. 


Михаил Резникович
Художественный руководитель
Театра русской драмы
Михаил РЕЗНИКОВИЧ:

«МОЙ ОБРАЗ ТЕАТРА – ЭТО ТРАДИЦИИ,
УМНОЖЕННЫЕ НА ВРЕМЯ»

Если вы приедете в Киев и решите посмотреть театральный спектакль на русском языке – будь то классика или история из современной жизни, – то лучшего места для этого, чем Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки вам и не найти. Во-первых, он расположен очень удобно – в самом историческом центре столицы Украины, возле станции метро «Театральная». Во-вторых, здесь играют, а вернее сказать, живут на сцене замечательные актеры. А руководит ими с 1994 года очень творческий человек Михаил РЕЗНИКОВИЧ.

Любовь на всю жизнь

Придя в этот театр в 1963 году, после окончания курса режиссуры у Георгия Товстоногова, Михаил Резникович надолго связал свою творческую судьбу с этим коллективом. Собственно его рекомендовал в Киевский театр русской драмы для постановки дипломного спектакля и последующей работы сам Товстоногов. В первые три сезона Резникович ставит «Кто за, кто против?» по роману Павла Загребельного и пьесу «Насмешливое счастье мое» по письмам А.П.Чехова. Ксати, последний спектакль побил все рекорды долголетия: в театре он шел 18 лет.

За эти годы Михаил Резникович поставил множество спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Варне, Пекине. Но всегда возвращался сюда, в свой театр, который был и остается его первой любовью. Не удивительно, что и свою последнюю книгу о театре он так и назвал «Моя первая театральная любовь».

Академика Академии искусств Украины, лауреат Государственной премии Украины им.Т.Шевченко Резниковича по праву называют одним из «китов» украинской сцены, имена которых нынешние студенты изучают в контексте истории украинского театра.

Сцены из спектакля «Доходное место»

- Моя первая и, надеюсь, последняя театральная любовь – театр имени Леси Украинки, - рассказывает Михаил Юрьевич. -  Здесь я поставил свой первый спектакль и влюбился в этот театр накрепко, на всю жизнь. Он околдовал меня какой-то таинственной магией, я почувствовал себя дома и хотел только одного, чтобы это чудо не кончалось. Театр имени Леси Украинки - это стены, люди, дух, прежде всего дух Константина Павловича Хохлова, бессменного руководителя этого театра до войны, в войну, после войны. Поразительно, как Хохлову удалось зародить и развить в тех людях, с которыми он работал, не только дух коллективизма, не только преданность идее театра подлинно психологического, ансамблевого, где все играют не роли, а пьесу, но и способность влиять на будущие поколения, передавать им все лучшее в искусстве, что привилось. Есть что-то мистическое в том, что старики, основатели театра - Романов, Лавров, Белоусов, Халатов, Розин, Опалова, Стрелкова, Карташова и сам Константин Павлович - ушли из жизни, а их дело, их творческие принципы, их любовь к театру живы и переданы молодым - в третьем, четвертом поколении. В этом безусловная заслуга и режиссеров, с которыми работал Константин Павлович, - Николая Соколова и Владимира Нелли. Все эти люди отдали тем, кто пришел позже, лучшее, что было в русском театральном искусстве в их время - не только в творчестве, но и в отношении к театру, как к семье единомышленников, прежде всего человеческих, способных жертвовать личным ради общего, спаянных творческой дисциплиной, понимающих саму суть искусства театра как искусства коллективного.

Сцены из спектакля «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей»

Конечно, здесь заслуга и ныне действующих - Юрия Мажуги, Анны Николаевой, Веры Предаевич, Анатолия Решетникова, Николая Рушковского, Александры Смоляровой, Сергея Филимонова, Мальвины Швидлер - учеников и последователей великих стариков. Они такие разные, подчас конфликтные по отношению друг к другу, но они умели объединиться в экстремальных ситуациях, когда делу их жизни - театру - грозила опасность. Во всяком случае, так было раньше. Думаю, это удивительное качество больших артистов живет в них и поныне. У каждого из них был свой звездный час в театре. В разное время они были первыми, лидерами, и зритель захлебывался от оваций, щедро благодарил их за разумное, доброе, вечное... Но почему  - были? Они и сегодня выходят на сцену, волнуют, восхищают...

Конечно, я назвал не всех. Есть еще и Надежда Батурина, Валерия Заклунная, Лариса Кадочникова, Анатолий Пазенко, Ада Роговцева, Валерий Сивач. Были Луспекаев, Борисов... Есть и другие артисты, с именем которых связаны жизнь и слава театра.

Сцены из спектакля "Наполеон и корсиканка"

Здесь царит дух творчества

- Михаил Юрьевич, театр при вас переживал и взлеты, и крупные трудности…

- Да, бывало всякое. Но что самое замечательно? То, что, пройдя через все испытания-искушения, творческий дух в театре сохранился. У талантливых людей не бывает простых и легких характеров. Их мудрость в театре заключается в том, чтобы подчинить характер художественной идее искусства коллективного. Не погасло в театре стремление совершенствоваться, осталась неизменной извечная страсть к игре, сохранилась приверженность идее театра психологического, театра души человеческой. В сценах театра, в воздухе театра живы творческие критерии Хохлова, Романова, Лаврова... И сегодня самое большое счастье для артистов театра - пережить подлинные мгновения духовного подъема в репетиционном зале, где каждая репетиция невосполнима - кто знает, когда произойдет качественный скачок, и ты станешь им взывать к жизни те чувства, что делают нас чище, благороднее, и когда это происходит, артисты делаются добрее, сердечнее, бескорыстнее. Я стараюсь дать им эту возможность. За последние три с половиной года мы сыграли почти двадцать премьер. Это немало и далось нелегким трудом. Иные из них достаточно успешны, но все равно заняты не все.

Сцены из спектакля "Дядюшкин сон"

Я прожил в этом театре более четверти века, поставил здесь более тридцати спектаклей - украинская и русская современная пьеса, русская и западная классика. Моя первая театральная любовь, я думаю, станет последней. Ни в каком другом театре мне так легко не работалось, нигде меня так хорошо не понимали. Практически с каждым из артистов труппы, кто работает в театре достаточно долго, я сделал одну или две достойные работы. Я люблю наш театр. Верю в него. Хочу, чтобы он стал лучше, чтобы всем творческим людям в нем жилось легче. Стараюсь в меру своих сил способствовать этому. Считаю, что театр должен идти на полшага впереди и вести за собой зрителя. Ну на шаг. А то оторвешься шагов на десять, поставишь нечто уж очень модернистское и через три представления останешься без зрителя. У каждого художника есть свой образ театра: какой он должен быть или каким он был когда-то. Мой образ театра - это традиции, помноженные на время. Я этим руководствуюсь.

Да, Киевский театр имени Леси Украинки всегда славился своими актерскими и режиссерскими индивидуальностями. Здесь творили режиссеры Константин Хохлов, Владимир Нелли, Николай Соколов, Леонид Варпаховский, Георгий Товстоногов, актеры Михаил Романов, Юрий Лавров, Мария Стрелкова, Любовь Добржанская, Николай Светловидов, Евгения Опалова, Виктор Добровольский, Виктор Халатов, а чуть позже Олег Борисов, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, Ада Роговцева. Все эти имена общеизвестны, как общеизвестно и то, что марка театра имени Леси Украинки всегда привлекала к себе не только профессионалов, но и простых зрителей сотен городов нынешнего пространства СНГ, где проходили гастроли театра.

Сцены из спектакля "Ревизор"

История и современность

Дух творчества всегда был присущ этому театру. Считается, что он был создан в 1926 году. При этом, необходимо заметить, что на самом деле его корни уходят в ХIХ век, в те далекие времена, когда по всей Российской империи рождались и прекращали свое существование различные театральные антрепризы. В Киеве постоянный русский театр был создан в 1891 году, и им стала антреприза выдающегося русского режиссера и актера Николая Соловцова. Актерский состав именно этой труппы стал впоследствии основой Киевского государственного русского драматического театра. Свои первые спектакли труппа Н.Соловцова показывала именно в этом помещении, где и сегодня работает театр имени Леси Украинки. Это здание вошло в историю под названием «Дом Бергонье».

По своему оценивает прошлое и сегодняшний день театра Михаил Резникович. Он видит в прошлом истоки нынешних поисков и успехов.

Сцены из спектакля "Деревья умирают стоя"

- В начале каждого сезона стоит вспомнить былое, - подчеркивает Михаил Юрьевич. - Хотя бы потому, что без прошлого нет будущего. Разные периоды, даже эпохи промчались от времени создания в 1926 году Театра имени Леси Украинки. Эпоха детства, юности, наращивания сил - с конца 30-х годов театром стал руководить Константин Павлович Хохлов. Далее, при Константине Павловиче, - мощная эпоха расцвета: «Живой труп» Л. Толстого с М. Романовым, «Хождение по мукам» по А. Толстому, «Дети солнца» М. Горького, «Каменный властелин» Леси Украинки, после постановки которого театру и было присвоено имя великой поэтессы. В середине 50-х выгнали из театра К. П. Хохлова, режиссера милостью Божьей, практического создателя Театра имени Леси Украинки. Все хорошее здесь от него, от его мастерства режиссера, педагога, собирателя творческого коллектива, от его чуткости, порядочности, великой художнической детскости. Заставили уйти из-за конфликта с директором. Не просто с директором. С зятем Н. С. Хрущева. Опальным зятем. Но зятем. И его все боялись. Страшно! И жутко!.. М. Ф. Романову - артисту великому, но никакому режиссеру и руководителю, предложили стать главным режиссером! И он не отказался. К. П. Хохлову предложили остаться очередным режиссером при М. Ф. Романове - главном. И Романов не воспротивился. Железный век, шагавший по трупам!..

Сцены из спектакля "В плену страстей (Каменный властелин)"

Может быть, прав Гегель: единственный урок, который мы можем извлечь из истории, - что никто и никогда из истории никаких уроков не извлекал. Почти тридцать лет - 60- 90-е годы - наш театр сохранял творческую форму, сохранял с потерями, спотыкаясь, иногда выдавая нечто приблизительное, а то и откровенную пошлятину, но все-таки в целом форму сохранял: может быть, подсознательно - и за счет стрессов, вызванных лихорадочной и в то же время хронической сменой главных режиссеров, директоров, но, главным образом, за счет творческого фундамента, заложенного К. П. Хохловым. Нынче период в театре более или менее определенный, стабильный. В театре есть приливы и отливы. Но уметь сделать так, чтобы тебе в театре было интересно, - зависит (сегодня, сейчас, в том положении, в котором театр находится) от каждого.

- Каким бы вы хотели видеть свой театр?

- Понимаете, можно с интересом, ответственно приходить на каждый спектакль, но можно приходить, скучая, не думая, заново не проживая. Можно играть, вкладывая душу, а можно - автоматически. Можно заставлять душу не лениться, а можно и не заставлять, и она ленится. Можно организовать себе самостоятельную работу и заниматься творчеством, а можно скулить, что, мол, мало играю, и ходить в театре хмурым, отчужденным, мол, меня не понимают, не ощущая, что ты не умеешь, не осознавая, где ты в творчестве поскользнулся.

Сцены из спектакля "Бизнес. Кризис. Любовь"

Хотелось бы, чтобы современный театр имени Леси Украинки совмещал в себе яркую зрелищную форму и оправдывающее его в ритме времени глубинное психологическое содержание. Форма часто, на первый взгляд, может быть и парадоксальная, но всегда рождающаяся из сути конфликта. И еще - в театре необходима зоркость. Та мудрая, творческая зоркость, без которой так легко потерять себя - художника, себя - творца. Есть артисты, которые интересны на сцене в режиме естественной жизни. Их внутреннее содержание приковывает наше внимание. Как он ходит, молчит. А есть те, что интересны лишь в ситуации экстремальной. Тогда от них глаз не отведешь. И если они вдруг на вечернем спектакле существуют не на пике энергетики, то они бессодержательны, пусты и превращаются в кукол. У художника, артиста должно быть в душе что-то не на продажу, не для собрания, не для тусовки в буфете, даже не для откровения под водку на кухне, что-то тайное, духовное, свое - то, что позволяет ему быть на сцене небанальным, неплоским, объемным, несколько загадочным: И это тайное обязательно хочется разгадывать. Если нет этих движений души, этих вопросов миру, людям, любимым, этой тайной личной боли о том, что сбылось и не сбылось, - артисту трудно глубинно взять зрителя.

Сцены из спектакля "Последняя любовь"

Что лучше посмотреть

- Мы постепенно подбираемся к великому духовному наследию, - говорит Михаил Резникович. - Нам радостно, что у нас идут и пользуются успехом «Каменный властелин» Леси Украинки, спектакль по письмам А.П.Чехова «Насмешливое мое счастье» Л.Малюгина, «Волки и овцы» А.Островского. Мы также поставили «Маскарад» М.Лермонтова. И будем счастливы, если демократический зритель Киева примет и полюбит этот спектакль, с его мыслью: неверие в человека - большой грех. И наказуемый. Тотальное неверие обязательно приводит к разрушению личности, к нравственной катастрофе, убивает живую жизнь. Далее – «Дворянское гнездо» по И.Тургеневу, «Для домашнего очага» по И.Франко, «Как важно быть серьезным» О.Уайльда. Осуществить задуманное, играть уже срепетированное не просто. Мы должны отдать себе отчет: хороший спектакль создать невероятно трудно. Работа эта требует ежедневных гигантских душевных усилий. К ним мы должны быть готовы. «Надо заставлять людей беспокоиться и волноваться о важнейших сторонах жизни вообще. Искусство, хотя бы и бессознательно для его жрецов, служит этой цели прежде всего. Все лучшие произведения мира вызывали это беспокойство о жизни и ее различных явлениях. Когда же искусство перестает служить этой цели, оно становится забавой для сытых людей». Я воспринимаю эти слова Владимира Ивановича  Немировича-Данченко как программу для каждого, кто всерьез сегодня занимается театром. Очень не хочется, чтобы театр нынче стал забавой для сытых людей.

Сцены из спектакля "Ее безумные мужчины"

И напоследок - две радости. Театр открыл свой музей. И вскоре откроет новую площадку - в Оперной студии Национальной музакадемии имени Чайковского (консерватория, возле памятника Независимости).

Подготовил Петр АЛЕКСЕЕВ, журналист.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Апрель 2010.



Киевский национальный академический театр оперы и балета Киевский национальный академический театр оперы и балета

Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко Национальный Академический театр украинской драмы им. И. Франко

Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion» Украинский голографический театр дополненой реальности «Visual Fusion»

Киевский национальный академический театр оперетты Киевский национальный академический театр оперетты

Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки

Киевский Академический Молодой театр Киевский Академический Молодой театр

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Киевский академический театр юного зрителя на Липках Киевский академический театр юного зрителя на Липках

Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса Национальный Центр театрального искусства имени Леся Курбаса

Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу Киевский государственный академический театр драмы и комедии на Левом берегу

Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества

Национальная филармония Украины Национальная филармония Украины

Национальный дом органной и камерной музыки Национальный дом органной и камерной музыки

Дом Актера Дом Актера

Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко Киевский драматический театр «Браво» имени Любови Титаренко

Мастерская театрального искусства «Созвездие» Мастерская театрального искусства «Созвездие»

Киевский драматический театр на Подоле Киевский драматический театр на Подоле

Театр \ Театр "Золотые ворота"

Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие» Творческая гостиная имени И. Козловского «Духовное наследие»

Театр-студия «Оксюморон» Театр-студия «Оксюморон»

Центр искусств «Новый украинский театр» Центр искусств «Новый украинский театр»

«МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр «МИСТ» Киевский театр-студия – Молодежный интерактивный современный театр

Театр «Колесо» Театр «Колесо»

Киевский камерный театр-студия «Дивный замок» Киевский камерный театр-студия «Дивный замок»

Свободный театр Свободный театр

Театр «Модерн-балет» Театр «Модерн-балет»

Театр «Свободная сцена» Театр «Свободная сцена»

Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко Киевский музыкальный театр имени Г. Ф. Квитки-Основьяненко

Новый театр на Печерске Новый театр на Печерске

Театр «Актер» Театр «Актер»

Муниципальный театр «Киев» Муниципальный театр «Киев»

Киевский академический театр кукол Киевский академический театр кукол

Театр марионеток Театр марионеток

Государственный театр пластической драмы на Печерске Государственный театр пластической драмы на Печерске

Театр-студия импровизации «Черный квадрат» Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

Открытый театр «Образ» Открытый театр «Образ»

Театральный центр Киево-Могилянской академии Театральный центр Киево-Могилянской академии

Киевский театр поэзии «Мушля» Киевский театр поэзии «Мушля»

Молодежный театр «Открытый Взгляд» Молодежный театр «Открытый Взгляд»

Центр современного искусства «Дах» Центр современного искусства «Дах»

Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ» Киевский театр еврейской песни «Нэшомэ»

Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема

Женский театр «На Грушках» Женский театр «На Грушках»

"Светлый театр" (детский)

Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Учебный театр при Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого

Цыганский музыкально-драматический театр «Романс» Цыганский музыкально-драматический театр «Романс»

Театр украинской традиции «Зеркало» Театр украинской традиции «Зеркало»

Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины Театр-студия «Молодая опера» при Национальной музыкальной академии Украины

Театр-студия «Райдо» Театр-студия «Райдо»

Молодежный театр-студия «Papasony» Молодежный театр-студия «Papasony»

Dance Company Lelio театр Dance Company Lelio театр

Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ» Авторский театр-кафе на Оболони «ТеатрионЪ»

Театр «Серебряный Остров» Театр «Серебряный Остров»

Молодежная Театр-студия «С того света» Молодежная Театр-студия «С того света»

Народный театр «Арсенал» Народный театр «Арсенал»

Лазерный Театр «Lux Aeterna» Лазерный Театр «Lux Aeterna»

Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих Театр «Радуга» Культурного центра Украинского общества глухих