Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-55Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Крым. Утомленная солнцем Алушта
 
+38 (044) 207-12-55
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Крым. Утомленная солнцем Алушта
Воскресенье, 28 Ноября 2021

Меню

Достопримечательности > Золотой век украинской фотографии

Об украинской фотографии конца XIX — начала XX века можно сказать:
это  ее золотой век

Александр ТРАЧУН, историк отечественной и зарубежной фотографии
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Неравнодушный взгляд на развитие украинской фотографии (1839-2008) свидетельствует, что золотой век ее приходится на 1887-1915 годы. Фотография пришла в Украину летом 1839-го (Львов, Я. Глойзнер). В Киеве и Одессе первые фотографы появились в первой половине 1840-х, в Харькове — в 1851 году. В стартовые десятилетия происходило становление отечественной фотографии, создание сети профессиональных фотоучреждений. Кроме обычной бытовой съемки портрета и пейзажа, появились ростки документальной и научной фотографии. Так, например, А. Муренко (1837-1875), уроженец Черниговщины, издал фотоальбом «От Оренбурга через Хиву в Бухару». За «Светопись подпоручика А. Муренко» автор получил медаль Русского Географического Общества.

Появилась и отечественная фотолитература. Скажем, одесский мастер И. Мигурский написал первый в Российской империи «Практический учебник по фотографии и новейших усовершенствований и приложений» (1859), а Харьковский профессор Н. Бекетов — «Развитие и современное состояние светописи» (1865).

Приобрела актуальность и фотообразование — еще в 1863-м И. Мигурський начал преподавать теорию и практику искусства, пытался создать фотоинститут, но получил отказ от губернатора.

У забора.
Открытка издательства «Рассвет»
На базаре.
Фото И. Хмелевского

В 1867 году в Киеве состоялась первая фотовыставка. А в Харькове по поручению городской думы был поднят вопрос о создании фотоотдела в городском музее. Уже в 1883-м в нем можно было увидеть витрины с фотоработами Иваницкого, Падеревского, Щелкова и других.

Наши фотомастера начали участвовать и побеждать на выставках в Европе. Харьковчанин В. Досекин победил в Берлине (1865); львовянин Е. Тшемеский получил награды в Париже (1871) и Вене (1873). Плодотворно работали и одесситы, особенно Р. Фреодорович (Афины, 1875), Ж. Рауль (Париж, 1878), Б. Готлиб (Женева, 1880), В. Чеховский («Британская и западно-английская любительская ассоциация», 1880). Отличились также киевлянин Ф. де Мезер (Париж, 1878, 1880) и полтавчанин И. Хмелевский (Брюссель, 1883).

В 1850-1870 годах появились и первые фотолюбители. В частности, в Киеве Д. Биркин, Г. Чугуевич, В. Бець. Последний занимался научной фотографией. В 1883-м за свой атлас фотографий поверхности головного мозга человека он получил «Медаль Прогресса» (Вена).

Итак, 1840-1880-е стали периодом построения фундамента украинской фотографии. В это самое время в мире произошел существенный прорыв в развитии фотографии. Начали пользоваться фотопленкой, использовать портативные фотоаппараты; стремительно развивалось промышленное производство фототоваров, появились эффективные источники искусственного освещения и т.п..

Произошли кардинальные изменения в эстетике фотографии. Если в первые десятилетия она была лишь средством протокольной записи окружающего мира, то в 1880-е пришло понимание того, что фотография может выполнять не только утилитарную, но и эстетическую функцию, что она может не только собирать факты, но и передавать чувства фотографа, его восприятия красоты мира. Прогресс в визуальной культуре, эстетическое отношение к фотографии привели к появлению нового направления, так называемого пикториализма (1889-1914).

Интерес к фотографии, ее доступность обусловили и способствовали выпуску специальной литературы. В это время появились книги Н. Бобыря, В. Гречинского, А. Гудшона, Т. Зайнока. География изданий была достаточно широка (Елисаветград, Киев, Львов, Николаев, Одесса, Харьков, Чернигов и другие). Появилась фотопериодика.

102-летний С. Романенко.
Фото Г. Лазовского
В саду.
Фото М. Петрова


Еще одной разновидностью фотопродукции стали листовки. В 1895-м типография С. Кульженко выпустила виды Киева. Впоследствии появились открытки с видами Одессы, Полтавы, Черновцов и других городов. Это были видовые и этнографические серии («Украинские типы и виды», «Типы и виды Малороссии», «Виды украинских сел и хуторов»). Наибольший вклад в их создание сделали фотографы А. Завадский, А. Иваницкий, Д. Марков, В. Светличный, И. Хмелевский.

Появление литературы способствовало развитию фотообразования. В 1895-1897 годах было открыты фотокурсы в Киеве, Львове и Одессе, в 1903-м — Художественно-ремесленную мастерскую печатного дела в Киеве, где преподавали фотографические дисциплины. По словам Петрова, это была «единственная в России школа фотографического дела». А сам М. Петров с 1906 года начал преподавать «Практическую фотографию» в Политехническом институте. С 1916-го в Одессе функционируют Фототехнические курсы Г.С. Мучника-Михайлова. Важную роль в развитии фотообразования сыграл II съезд русских деятелей фотографического дела (Киев, 1908).

Фотомастера пробовали себя в жанровой фотографии, натюрморте, фотомонтаже, фотоколлажах, фотосессиях

Продолжалось становление и дальнейшее развитие научной фотографии. В 1891-м В. Высоцкий сделал доклад «О применении фотографии к определению поддельных документов». Судебной фотографией занимались и другие киевляне — В. Фаворский и В. Русецкий. Целый ряд исследований были проведены в области фотохимии. В 1910-м киевлянин Б. Лундин писал, что после опубликования его метода изготовления цветных пластин, он «получил массу писем со всех стран мира (за исключением России) от различных фирм и профессоров; все очень заинтересованы, предлагают деньги и лаборатории».

Успехи в развитии литературы, образования и науки способствовали появлению в конце XIX века целой группы выдающихся фотохудожников. Назовем лишь лучших из лучших. Ф. де Мезер — настоящий летописец Киева. Он оставил нам целую галерею образов своих современников (Н. Лысенко, М. Старицкий, Е. Пчилка и другие), альбомы видов города. Он был обладателем медалей в Мадриде (1890), Флоренции, Брюсселе (1890). Парижская газета «Фигаро» писала, что Ф. де Мезер получил единственную награду в области фотографии — Золотую медаль «в большом круге творчества народов». В 1890-м в Брюсселе он был избран членом Академии прекрасных искусств и науки, а в Париже награжден Гран-при и орденом Почетного легиона, избран членом Национальной академии.

Еще один киевлянин — Г. Лазовский отличался умением сочетать искусственное и естественное освещение, за что Парижская Национальная академия наградила его Большой золотой медалью и дипломом Почетного члена, а Академия изобретателей — Почетным дипломом. Полтавчанин И. Хмелевский (1849-1924) работал во многих жанрах. Как портретист, оставил нам образы деятелей культуры. Он сохранил пейзажи мест, связанных с жизнью Н.В. Гоголя. Но наибольшее впечатление производят его жанровые сцены, где он отражал украинскую будничную жизнь. И. Хмелевский получил награды в Париже (1889, 1900), Чикаго (1893) и т.д.. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он был награжден знаком отличия французского правительства (орден «Академических Пальм»), почетным званием «Офицер Академии».

Одессит Б. Готлиб получил награды в Брюсселе и Лондоне (1888), Париже (1889). Еще одного одессита, пикториалиста А. Горнштейна (1872-1926) отличало поклонение красоте природы и жизни, которую он пытался показать в своих произведениях. Одессит предпочитал элегические пейзажи.

Девочка с коромыслом.
Фото И. Хмелевского
Житомир. Угол Б. Бердичевской и Садовой


Черновчанин Г. Бахринович стал обладателем медалей в Брюсселе и Париже (1888). Страстный пейзажист моря крымчанин В. Сокорнов получил бронзовую медаль в Париже (1900). Сумчанин М. Грамм в 1905-м был награжден Гран-при в Париже и Золотым почетным крестом и медалью в Брюсселе.

Большой вклад в развитие украинской фотографии сделала харьковская школа: А. Иваницкий, А. Федецкий, П. Михайловский и Н. Лещинский. А. Иваницкий (1854-1920) известен как портретист (М. Горький, А. Чехов, Д. Яворницкий и другие), пейзажист («У подножия Казачьей Горы»). А. Федецкий (1857-1902) после окончания фотоинститута в Вене работал в Киеве с 1880 года, а с 1886-го — в Харькове. Он автор портретов И. Айвазовского, П. Чайковского, М. Заньковецкой и других. Как пейзажист известен пейзажами Крыма. М. Лещинский (1887-1927) — автор портретов актеров Ф. Шаляпина, В. Петипа, открыток артистов Московского художественного театра, видов Харькова. Обладатель золотых медалей в Риме и Лондоне (1903).

Упомянутое выше развитие мировой фотографии в 1880-е привело также к расцвету фотоаматорства, возникновения необходимости создания системы любительского движения. С 1887-го по 1911-й было организовано 12 фотообьединений. Сначала это были фотоотделы отделений Императорского Русского технического общества (Одесса, 1887, Харьков и Киев, 1888), а впоследствии фотографические общества в Одессе (1891, 1906, 1911), Симферополе (1896), Киеве (1901), Львове (1903), Каменец-Подольском (1908), Житомире (1910) и Полтаве (1911). В этих объединениях велась активная работа в области фотоискусства.

Развитие мировой фотографии привело к расцвету фотоаматорства

Среди фотолюбителей особо следует выделить киевлян М. Петрова и М. Бобыря, львовянина Х. Миколяша. Первый был главным идеологом нашей фотографии 1906-1916 годов. Американка Н. Розенблюм, автор фундаментальной «Мировой истории фотографии» (Нью-Йорк, 1984) назвала, в частности, М. Петрова «художественным директором пикториального журнала», подчеркнула, что «он творил вне бездушного представления природы, использовал резино- и пигментный процессы, творчески подходил к предмету ». Она утверждала, что он был настоящим лидером среди российских фотографов, следовавших за М. Петровым, «как собаки по следам хозяина». М. Бобырь — яркий представитель пикториализма. Он автор сборника «Окрестности Киева. Пустоши» и книги «Художественная фотография. Беседы пейзажиста», где он передал колорит, характер украинской природы, создал настоящие поэтические образы. Ему удалось создать «нечто самобытное, навеянное настроением» («Фотографический листок», 1915). О львовянине Х. Миколяше (1872-1931), фотохудожнике, теоретике, публицисте, участнике выставок в Кракове (1902), Будапеште, Вене (1903), победителе Славянской выставки фотографии (1903), писал «Американский ежегодник по фотографии» (1928), а Н. Розенблюм в своей «Всемирной истории фотографии» отметила: «Миколяш заметил, что фотохудожники могли отражать мнение, звук и слово вместо безвкусной и педантичной точности, концепцию, которая вела его к идеализации крестьянской жизни».

В конце XIX века благодаря развитию фотомеханических процессов печати (полутоновые процессы) появились первые фотографии в газетах («Жизнь и искусство», 1894). В 1914-м в Западной Украине была основана «Прессовая квартира украинских Сечевых Стрельцов». В каждой сотне был фотограф. В 1917-м основана «Светописная украинского Сечевого Войска». Все это стало началом украинской фотожурналистики.

Украинские фотомастера не ограничивались съемкой портрета и пейзажа. Они пробовали себя и в других жанрах. В частности, жанровая фотография, натюрморт, фотомонтаж, фотоколлаж, фотосессии. Был сделан определенный вклад в теорию фотоискусства. Так например, Н. Петровым — в теорию портрета, М. Бобырем — пейзажа, А. Горнштейном — натюрморта, А. Иваницким — фотомонтажа, А. Шабельским — фотосессий.

Нефтяные промыслы в Бориславе Украинские Сечовые стрельцы Группа забойщиков возле одной из копий
в Екатеринославской губернии


Одним из важных показателей развития фотографии являются фотовыставка. В 1908 году в Киеве прошла, например, Международная выставка. Журнал «Искусство и Печатное Дело» (1909) писал, что «даже громкие фамилии иностранцев не в состоянии были умалить достоинства работ, выставленных членами Общества «Дагер», ни в каком отношении». В 1910-м тот же журнал отмечал, что «работы Киевского Общества фотолюбителей «Дагер», судя по отзывам специальной прессы Германии, Англии и Италии, имели выдающийся успех на Международной выставке в Дрездене» (1909). Кстати, это была самая большая выставка в мире со времени изобретения фотографии. В 1911-м в Киеве состоялся «Международный Салон Художественной светописи», где были представлены работы из Америки, Англии, Германии, Франции и других государств.

Первые шаги сделала и отечественная фотопромышленность. В 1891-м киевлянин С. Дубинский представил фотоаппарат производства собственной мастерской. Как заявил профессор В. Бець, «камера ничем не отличается по использованию от камер иностранных». Во Львове Е. Бродковский продавал фотоаппараты собственного производства, за которые получил медаль (1903). В начале XX века мастерская одессита И. Покорного выпускала фотоаппараты «Любитель», «Космос». В 1903-м он изготовил стереофотоапарат «Покорноскоп».

Об украинской фотографии конца XIX — начала XX века можно без преувеличения сказать: это действительно ее золотой век. Это было время создания широкой сети профессиональных фотоучреждений, фотообъединений фотолюбителей, первых ростков фотожурналистики, подъема выпуска фотолитературы, развертывание системы фотообразования, первых исследований в области научной фотографии, развертывание широкой выставочной деятельности, первых шагов фотопроизводства, создание системы фототорговли. Это было время, когда произведения украинских фотографов соответствовали мировому уровню, о чем ярко свидетельствуют многочисленные награды, завоеванные на европейских выставках. Это было время признания миром наших блестящих фотохудожников. Именно с этого периода два украинских фотохудожника (киевлянин М. Петров и львовянин Х. Миколяш) вошли в изданную в 1984 году в США «Всемирную историю фотографии», где собраны лучшие фотомастера мира всех времен и народов.

 

 

Февраль 2010